НЬЮ-ЙОРК, 10 марта. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Богатейший архив знаменитого фотокорреспондента Евгения Халдея (1917-1997), долгое время находившийся в США, по возвращении в Россию нужно будет хранить в специальных условиях, при температуре ниже нуля. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом ТАСС нью-йоркский фотограф Игорь Познер, вместе с дочерью Евгения Халдея - Анной - занимавшийся разбором архива.
На протяжении многих лет Анна Халдей пыталась вернуть творческое наследие своего отца в Россию. Ее интересы в американских судах безвозмездно представлял нью-йоркский адвокат Дэниел Ротштейн. После длительных процессов, которые завершились в конце 2016 года, справедливость восторжествовала и архив, наконец, вернулся к законному владельцу.
"Когда Анна получила, наконец, доступ к архиву, он находился в таком состоянии, что о нем необходимо было позаботиться, - отметил Игорь Познер. - Негативы были в пластиковых пакетах-сливерах, разбросаны по коробкам. Нужно было их просмотреть и реорганизовать".
Негативы нужно заморозить
Несколько уникальных негативов - по счастью, небольшое число - уже утрачены безвозвратно. "Естественный процесс старения негативов уже начался, - отметил Игорь Познер. - Старые нитратные негативы живут порядка 70-80 лет и от того, в каких условиях они хранятся, зависит, можно ли продлить им жизнь".
"Видимо, эти негативы хранили не в очень благоприятных условиях, что касается влажности и температурного режима. Возможно, это ускорило процесс старения", - добавил фотограф.
По мнению Познера, единственный шанс спасти негативы из архива Евгения Халдея - заморозить их при температуре ниже нуля. "В таком случае процесс замедляется в тысячу раз, - считает он. - Тогда они сохранятся очень надолго, а если нужно будет сделать отпечаток, то их всегда можно изъять, разморозить, а затем положить обратно". Познер отметил, что консультировался по вопросу сохранения негативов Евгения Халдея со специалистами Архивного центра в Рочестере (штат Нью-Джерси).
Часть архива безвозвратно утрачена
"Я еще не подсчитывала число безвозвратно утраченных негативов, но, вероятно, их около 40-50, - сообщила Анна Халдей. - Теперь даже невозможно определить, к какому периоду - довоенному или военному - они относятся. И все же у меня сохраняется надежда на то, что это - не единичные негативы, поскольку в архиве много дублей".
По ее словам, она тщательно просмотрит весь архив для того, чтобы отобрать фотографии и негативы для предстоящей в апреле в Москве выставки, приуроченной к 100-летию со дня рождения мастера. На ней будут представлены работы Евгения Халдея разных лет - довоенный период до 1941 года, период Великой Отечественной войны, которую фотокорреспондент прошел от первого до последнего дня, а также фотоработы послевоенных лет.
Фотожурналист, прошедший всю войну
Евгений Халдей в 20 лет был принят штатным сотрудником в Фотохронику ТАСС. Он - единственный в советской фотожурналистике военный фотокорреспондент, в архиве которого Великая Отечественная война представлена с первого и до последнего дня.
Первый военный снимок "Москвичи слушают сообщение Молотова" он сделал в 12 часов дня 22 июня в Москве на улице 25-го Октября, последний - во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Он - автор знаменитой фотографии "Знамя Победы над рейхстагом".
Евгений Халдей был аккредитован на Потсдамскую конференцию, освещал ход Нюрнбергского процесса. Его работа отмечена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями. В 1995 году на фестивале журналистики во французском Перпиньяне ему было присуждено почетное звание "Рыцарь ордена искусств и литературы".