22 марта 2017, 11:47

Психологи на колесах: правила движения по жизни московских таксистов

Андрей Махонин/ ТАСС

Корреспондент ТАСС пообщался с водителями таксомоторов о работе, пассажирах и любви к столице

Первые в мире таксисты выехали на улицы Лондона 110 лет назад, 22 марта 1907 года. В честь этого события 22 марта принято считать Международным днем таксиста. В Российскую империю таксомоторы пришли в том же 1907-м. Но уже после революции этот "буржуйский" вид транспорта исчез. И возродился в 1925-м — об этом в своем "Золотом теленке" Ильф и Петров рассказали так: "В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов "Рено".

Такси — это круглосуточный и порой недешевый транспорт. Как известно, "наши люди на такси в булочную не ездят". Но при этом, разумеется, "лучше плакать в такси, чем в трамвае". Жизнь и работа двух таксистов, их маршруты и правила жизни — в материале ТАСС.

Из офиса — за руль

История прихода Романа Найденова в такси в общем-то стандартна. Работал в финансовом секторе. Но, потеряв работу, ушел в такси:

"У меня около дома таксопарк. Пришел, узнал требования, понял, что прохожу. И вот на два года задержался".

Свободный график, время на другие проекты, ежедневный заработок — главные, по мнению Романа, плюсы его работы: "Не скажу, что работа легкая: если работаешь 12 часов, в любом случае устаешь. Многое зависит от настроя, от самоощущения. И, конечно, надо любить водить".

"Я просто не могу сидеть на одном месте", — говорит наш второй герой Алексей Воробьев. Раньше он работал системным администратором, но в какой-то момент решился на перемены в жизни: "Периодически просматривал вакансии и вот увидел предложение устроиться в такси. Решил, что мне надоело сидеть на одном месте и надо сменить офисную работу на разъездную". До сих пор он носит офисные брюки, рубашку и туфли, не слишком вяжущиеся с образом таксиста. "На работу как на праздник", — шутит он.

Блогер и имиджмейкер

Алексей — вместе с рядом коллег — хочет восстановить репутацию таксистов: "Задумка у ребят есть такая: вернуть то уважение, которое было в советское время, когда профессия таксиста была очень уважаемой. Нужно, чтобы водитель был опрятно одет, всегда в форме. Есть у него фуражка — нет, это не так важно, главное, чтобы человек выглядел хорошо, чтобы хорошо знал город, ориентировался в нем, делал все, чтобы поездка доставляла удовольствие клиенту, которого он везет. Максимум удовольствия".

Роман Найденов — видеоблогер. На своем канале на YouTube он делится опытом: "Я начал вести канал с видео спонтанно. До этого сам узнавал многие вещи из YouTube, учился по роликам, очень много смотрел каналов про путешествия, а потом решил: почему бы мне не стать полезным для других, и я начал тоже снимать видео и выкладывать, делиться своими впечатлениями". По его словам, количество роликов у него на канале приближается к сотне, и он уже стал обретать популярность в профессиональном сообществе.

Был случай: я ехал домой и рядом на светофоре остановился таксист, он узнал меня. Было очень приятно, пообщались. Вообще через канал я нашел много друзей

За рулем психолог

Оба профессиональных таксиста уверены: если найти подход к пассажиру — проблем не будет. "У меня нет конфликтов", — говорит Найденов. Он считает, что водитель такси должен быть в чем-то психологом и уметь разрешить ситуацию: "Когда человек садится в машину, нужно, чтобы он ощущал приятную атмосферу. Я помню, когда я сам ездил в такси пассажиром, это было для меня важно. Поэтому я стараюсь вести себя доброжелательно, включаю музыку — обычно джаз, стараюсь поговорить — о жизни, о работе, о клиенте. Если везу в аэропорт, всегда спрашиваю, куда клиент летит, говорю с ним о том городе или стране".

Но и от пассажиров нужно получать позитив. "У меня однажды девушка забыла в машине шестой iPhone. Я решил вернуть его. Связался. Даже записал на видео, как она радуется", — рассказывает таксист-блогер.

Иногда эта работа помогает найти друзей. Например, однажды к Найденову в машину сел пожилой, хорошо одетый мужчина — но в плохом настроении. Попросил повозить по Москве. Роман подумал, что у пассажира какие-то проблемы и он хочет просто абстрагироваться: "Мы молча ездили где-то часа два".

Через некоторое время он мне позвонил и пригласил на день рождения. Общаемся с ним до сих пор

Похожего мнения придерживается и Алексей Воробьев. Он считает, что ему везет — крупных конфликтов с пассажирами за водительскую карьеру у него не было. "Смотришь новости — одного таксиста убили, другого ограбили. Если задуматься, то, конечно, опасно, так как ты не знаешь, кто к тебе садится. Если заказывают через приложение, то можно отследить какую-то историю, где, кто и когда. А вот когда берешь клиента "с руки" (то есть когда человек ловит такси поднятием руки. — Прим. ТАСС), то тут уже не знаешь, на кого нарвешься. Но таких клиентов сейчас стало очень мало, их практически нет. А так у меня агрессивных клиентов не было: может, я такой удачливый, может, еще что-то. Все клиенты сидят спокойно, кто-то в телефоне "завис", кто-то разговаривает".

Не создают ему хлопот даже подвыпившие пассажиры: "Когда человек садится пьяный, он уже "никакой", ни рыба ни мясо. Он всю дорогу спит, только когда приедешь, ты ему говоришь, что пора просыпаться, и все. Он пару минут приходит в чувство — и потом поездка благополучно заканчивается".

Однако спорные ситуации бывают, хоть и редко. "На прошлой неделе произошла история, конфликт даже не с клиентом, а с его ребенком. Он не хотел ехать в детском кресле. По правилам дорожного движения мы обязаны возить детей до 12 лет в специальном устройстве, а ребенок хотел ехать стоя. Я объяснил, что стоя можно ездить в метро, трамвае, автобусе, а в такси нельзя — для вашей же безопасности. Ребенок заявил: "Кто это такой, чего мы его слушаем?" Ну ребенку же не выскажешь, я попросил родителей, чтобы они объяснили своему чаду, что он некорректно себя ведет. Дальше ехали в тишине", — рассказывает таксист.

"Желтые" в городе

Водить машину такси в Москве стало проще, чем раньше, считает Роман Найденов: "Если сравнивать ситуацию на дорогах сегодня и пять лет назад, то стало получше. Водители — терпимее, на дороге меньше морального давления, а ездить спокойнее. Стали больше пропускать. Но я не знаю, связано это с тем, что я работаю в такси или нет, потому что эти два года я езжу только на "желтке" (так на сленге таксистов называют брендированные машины желтого цвета. — Прим. ТАСС), хотя у меня есть своя машина".

А вот Алексей Воробьев с ним не согласен: "Мне кажется, что со стороны других водителей лояльности к таксистам нет, потому что многие мои коллеги часто нарушают правила. Это сильно раздражает многих, из-за их поведения на дороге происходят аварии, возникают пробки. Понятно, что и отношение соответствующее". Когда он едет на собственной машине, его всегда пропускают, стоит включить поворотник. А вот когда на "желтой" — возникают проблемы.

Любовь без навигатора

Алексей признается: он плохо знает столицу. "Хотя я москвич с рождения — живу здесь и планирую умереть. Город люблю, но не уверен, что я его знаю на все 100%. Не всегда получается доехать без навигатора. Особенно сложно в центре, много всяких переулков, их знают только те таксисты, кто ездил еще при царе Горохе", — говорит он. Но на практике без проблем ориентируется в переулках мегаполиса без всякого навигатора.

Роман предпочитает другие урбанистические параметры: "Москва — город красивый. С точки зрения архитектуры, красоты — особенно в вечернее время. Люблю я Москву или нет? Я не знаю, я здесь живу, но сам по натуре я человек свободный, могу приехать в Питер — сказать, что классный город".

От двух до пяти

Большинство людей идет в таксисты исключительно по финансовым соображениям — чтобы заработать на жизнь. В этом сходятся оба спикера. Но размер дохода у водителей разный. Например, у Романа с его Skoda Rapid получается заработать около 5 тыс. рублей за рабочий день. "Но надо отдать за машину, мойку, бензин, процент агрегатору. В кармане остается около 2 тыс. рублей за смену. В месяц получается 40–60 тыс. рублей. Но это на машине экономкласса", — рассказывает он.

Доход Воробьева в комфортклассе посущественней: "Выплаты раз в неделю, в день в среднем зарабатываю около 8–9 тыс. рублей. После оплаты аренды, мойки и топлива остается 4,5–5 тыс. Но все поломки и техобслуживание за мой счет. Но поломок не было — пробег авто более 190 тыс. километров, а не ломалась ни разу".

Романтики с ночной дороги

Работа таксиста — это еще и обязательные водительские истории. Например, Роман едва не стал "папой": "Садится девушка, в положении. Мы поехали в магазин. Неожиданно девушка начала говорить, что ей не очень хорошо, стала нервничать. Она попросила меня отвезти ее в роддом. Хотели сначала вызвать скорую помощь, но она попросила меня отвезти, очень боялась пересаживаться. Успел. Так что я чуть не стал "папой", — вспоминает Роман. Нервничал, но ехал: "Потом звонил ее супруг, долго благодарил, она родила здорового ребенка. Конечно, в таких случаях очень переживаешь".

Алексей, как человек неженатый, делится романтическими историями другого рода. Они начинаются со слов "клиентка позвала попить кофе".

Роман говорит: "Работа в такси — это всегда интрига и всегда небольшое путешествие: когда начинаю поездку, я не знаю, кто из пассажиров у меня сегодня будет и куда мы поедем". Алексей констатирует: "Меня все устраивает, я не планирую бросать работу".

Дмитрий Романов