КИЕВ, 27 марта. /ТАСС/. Министерство образования Украины намерено исключить из программы обучения украинских школьников произведения русских классиков, заменив их современными бестселлерами. Ведомство обнародовало предварительную версию программы для школьников 5-9 классов, финальная редакция которой будет представлена в мае.
"В программу для пятиклассников добавили произведение "Чарли и шоколадная фабрика", в 7-м классе будут читать сказку "Бродячий замок Хоула" Дианы Джонс, в 8-м классе - роман современной российской писательницы Марины Аромштам "Когда отдыхают ангелы", а в 9-м - "Убить пересмешника" Харпера Ли и "451 градус по Фаренгейту" Рэя Бредбери", - приводит выдержки из программы украинское издание "Вести".
В то же время минобразования исключило необходимость изучения в украинских школах романов и повестей Льва Толстого и Федора Достоевского.
Общественная критика
Такие нововведения вызвали бурную дискуссию общественности. С резким осуждением данной инициативы выступили педагоги. "Прививать любовь к чтению Поттерами (романы о Гарри Поттере Джоан Роулинг - прим. ТАСС) и Нарнией ("Хроники Нарнии" Клайва Стэйплза - прим. ТАСС) не стоит. Дети "подсядут" на поверхностные произведения, и через несколько лет мы воспитаем аудиторию читателей бульварных романов. Достоевского убрали, а ведь есть у него замечательная повесть "Подросток" - о вхождении во взрослую жизнь", - сказала изданию учительница зарубежной литературы Светлана Демиденко.
Она также раскритиковала предложенный минобразования порядок изучения литературных произведений, который не соответствуют возрасту школьников. "Зачем ребенку в 10-11 лет в пятом классе давать сказки Андерсена, которые мамы читают дошкольникам, - отметила она. А еще - сначала мы проходим детективы (Артура Конан Дойла и Эдгара По - прим. ТАСС), то есть серьезную классику, а потом - возвращаемся к примитиву: читаем сказку о замке ( "Бродячий замок Хоула" - прим. ТАСС)". По ее мнению, такой порядок произведений нелогичен.
Широкие дискуссии возникли и относительно программы курса "Истории Украины". Там появились новые разделы для изучения с очень спорными названиями, например, такие: "Русское наступление на автономию Гетманщины", а также в разделе программы для 9-го класса "Украина в составе Российской империи в начале ХХ ст."выделена подтема "проявления ксенофобии и шовинизма". Историки отмечают неточность таких формулировок, ввиду отсутствия рекомендаций от минобразования для объяснения данных периодов школьникам.
Обнародованная ведомством редакция наработок по изменению школьных программ для 5-9 классов является уже второй по счету редакцией. Обсуждение данного варианта, к которому могут приобщиться все желающие, продлится до 4 апреля. Всего школьники, их родители и педагоги прислали около тысячи замечаний по 13 предметам, часть из них приняли, в два раза больше отклонили. Финальные версии программ будут представлены в начале мая.
"Украиноцентристская" концепция образования
В настоящее время минобразования разрабатывает новый профильный закон, Концепцию новой украинской школы, согласованной с Национальной академией педагогических наук Украины. Новый закон позволит пересмотреть образовательные стандарты и изменить учебные программы.
Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич ранее отметила, что сейчас стоит задача внесения изменений в учебные программы в свете исторических событий, произошедших в стране за последние два года.
В сентябре прошлого года коллегия министерства образования и науки Украины одобрила 25 программ для 9 класса. В частности, наибольшие изменения претерпели программы по истории Украины и географии. В ведомстве подчеркивали, что программы пересмотрены с "украиноцентристской" точки зрения.
В 2015 году минобразование уже утвердило "Концепцию национально-патриотического воспитания детей и молодежи". Согласно тексту концепции, важную роль в просветительской деятельности должны занимать восстановление исторической памяти о периодах государственной традиции на Украине, в частности "периодах Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Войска Запорожского, Гетманщины, Украинской народной республики, Гетманата Павла Скоропадского, Западно-Украинской народной республики, Карпатской Украины и других украинских освободительных проектов".
Особое значение, согласно документу, приобретает знакомство с историей в период борьбы за государственную независимость в ХХ-ХХI веках.