13 декабря 2017, 18:38
Арктика

Экспертный совет по Северу создаст рабочие группы по четырем ключевым направлениям

К приоритетам относятся человеческий, экономический и природный капитал, а также вопросы, связанные с национальной безопасностью российских территорий в Арктике

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Рабочие группы по вопросам человеческого капитала, экологии, экономике и национальной безопасности в Арктике будут созданы при Экспертном совете Госдумы по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока и территорий, входящих в Арктическую зону РФ. Об этом сообщила ТАСС глава совета Ольга Епифанова.

Экспертный совет был создан в июле 2017 года распоряжением председателя Госдумы Вячеслава Володина. Главная задача совета - проанализировать состояние законодательства РФ, направленного на развитие северных и дальневосточных территорий, а также подготовить предложения по его совершенствованию. В состав входят депутаты, представители регионов, общественных, научных и образовательных организаций, бизнесмены и другие отраслевые эксперты. Решения Совета носят рекомендательный характер.

"Согласно международным стандартам, национальное богатство страны измеряется по трем составляющим: человеческий капитал, экономический капитал и природный капитал. Мы думаем взять за основу эти направления в нашей работе. Кроме того, есть еще один приоритет - это вопросы, связанные с национальной безопасностью наших территорий в Арктике. На основе этих направлений и будут сформированы четыре рабочие группы", - сказала она.

Точные сроки формирования рабочих групп уточняются. По словам Епифановой, внутри групп создадут подгруппы по приоритетам, в которых эксперты будут рассматривать конкретную проблему или вопрос.

Человеческий капитал и экономическое развитие

Согласно российскому законодательству, гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, выплачивается заработная плата в повышенном размере в виде районных коэффициентов и процентных надбавок. Выплаты производятся за счет федерального, областных и местных бюджетов, а на частных предприятиях - за счет работодателя.

По словам Епифановой, сейчас реальные доходы северян по отношению к доходам жителей других регионов постепенно уменьшаются, и эту ситуацию необходимо выравнивать. Один из способов - разработать эффективный механизм формирования северных надбавок, однако для этого важно разделить сферу деятельности хозяйствующих субъектов и социальных гарантий государства.

Как отмечает депутат, для развития Арктики необходимо стимулировать развитие бизнеса, в частности разработать механизм, который позволит оценивать эффективность инвестиций.

"По окончании бюджетного года в каждом регионе есть неиспользованные средства - и Государственная дума, и законодательные собрания регионов ежегодно работают с поправками по перенаправлению неиспользованных бюджетных средств в другие статьи. Это имеет точечный характер, и нет четкой общей оценки окупаемости этих денег. Не хватает контроля и оценки: каков социально-экономический эффект вложенных денег", - сказала Епифанова.

Она добавила, что северным предприятиям сложно быть конкурентными в своей отрасли на мировом рынке из-за сложных условий производства и большого срока окупаемости. "Предпринимателю, как и инвестору, невыгодно вкладывать деньги в бизнес на Севере, где есть преференции для работников: дополнительный отпуск, оплата проезда, выплата повышающего коэффициента к зарплате. Срок окупаемости увеличивается. Бизнес становится неконкурентоспособным", - считает депутат.

Сохранение экологии

Сложной остается и экологическая ситуация в Арктике, считает Епифанова. По ее словам, это не только оставленный человеком мусор, но и промышленное загрязнение. "На данным момент ликвидировать замусоренность не получается из-за отсутствия в действующем законодательстве нормативно- правовой, методологической базы по данному вопросу, а также из-за нехватки финансовых ресурсов в бюджетах РФ и в бюджетах муниципальных образований", - отметила она.

Однако есть в арктических регионах и положительный опыт борьбы с этой проблемой. Так, Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), на территории которого было выявлено 86 объектов накопленного вреда окружающей среде, уже ликвидировал восемь из них, еще в отношении девяти начата работа. По предварительным расчетам на выполнение работ по выявлению, оценке и ликвидации объектов накопленного вреда требуется не менее 80 млрд рублей. Депутат рассказывает, что большая часть объектов представляет собой брошенные базы геологов и фактории, полярные станции, станции релейной связи, старые геологоразведочные скважины, затонувшие суда, объекты воинских подразделений советского периода и принадлежат государству.

Глава Экспертного совета отмечает, что на сегодняшний момент необходимо установить порядок организации работ по ликвидации вреда окружающей среде и разработать федеральную программу. При этом ликвидация таких объектов должна осуществляться на условиях софинансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. По словам депутата, важно определить случаи, при которых ликвидацию накопленного вреда должен проводить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.