Путин на инаугурации впервые использует новый российский автомобиль серии "Кортеж"

Ранее автомобиль прошел все необходимые испытания, подтверждающие его безопасность при использовании для передвижения первого лица государства

МОСКВА, 7 мая. /ТАСС/. Владимир Путин, вступающий в должность президента России, выехал из Первого корпуса Кремля, где находится его рабочий кабинет, на инаугурацию на новом российском лимузине серии "Кортеж". Черный представительский седан доставит вступающего в должность избранного президента к Большому Кремлевскому дворцу.

Как рассказал ТАСС источник, близкий к организации церемонии, "автомобиль прошел все необходимые испытания, подтверждающие его безопасность при использовании для передвижения первого лица государства".

Ранее глава российского государства всегда использовал автомобили Mercedes.

Новая линейка автомобилей

Проект "Единая модульная платформа" (ЕМП, устойчивое популярное название - проект "Кортеж") предполагает создание линейки автомобилей на базе единой платформы. Проект реализуется с 2013 года - тогда, согласно распоряжению правительства, единственным исполнителем размещенного Минпромторгом заказа по созданию линейки автомобилей стал ФГУП "НАМИ".

Сейчас речь идет о четырех моделях кузова: седан, лимузин (удлиненная версия седана), внедорожник и минивэн. Ключевая задача проекта - создание лимузина для первого лица государства. Также автомобили проекта будут создаваться для госслужащих и со временем заменят существующий автомобильный парк, куда входят машины иностранных брендов. Не исключено, что в дальнейшем будет расширена и линейка производимых автомобилей.

Под каким брендом будут ездить автомобили проекта, остается секретом.

После того, как машины поступят в пользование госслужащим, начнется производство и коммерческие продажи гражданских версий всех четырех вариантов кузова.

Всего за четыре года на работы по проекту из бюджета было выделено 12,4 млрд рублей. Окупить эти работы предполагается в том числе за счет коммерческих продаж автомобилей, которые по плану должны начаться в 2019 году.

По комплетациям и цене автомобили проекта "Кортеж" будут конкурировать с такими марками как Mercedes Maybach, Bentley и Rolls-Royce.

Предсерийное производство машин проекта "Кортеж" началось в конце ноября 2017 года.

История президентских лимузинов

Президента России в части автотранспорта обслуживает Гараж особого назначения (ГОН) Федеральной службы охраны (ФСО).

История главного гаража России началась в 1906 году, когда было решено купить автомобили для императорской семьи. Императора и императрицу обслуживала машина Delaunay-Belleville, для дворцовых служб и свиты были закуплены четыре Mercedes. Это были первые закупки для нужд первых лиц государства в Российской империи. Чуть раньше официального создания гаража появилась императорская школа шоферов - первое профессиональное учебное подразделение для водителей в России.

В отличие от большинства других структур царского времени, гараж был сохранен после революции, машины и специалисты стали работать на новые власти. Современный ГОН продолжает их дело, сохраняя самые высокие требования как к квалификации кадров, так и к обслуживанию техники.

После 1917 года весь автопарк из 56 машин Императорского гаража был реквизирован, а бывшие царские автомобили стали обслуживать лидеров советского государства - Владимира Ленина, Льва Троцкого, а затем и других. Еще спустя четыре года "ввиду особых соображений" ленинский гараж получил статус особого. 1 января 1921 года считается днем образования ГОН. Менялось политическое устройство государства, летел вперед технический прогресс, но ГОН всегда исходил из главного и безусловного требования - способности обеспечить безопасность пассажиров. А главный закон ГОНа сформулировал один из его начальников Борис Клен в 1968: "Автомобиль ГОН не должен быть участником дорожно- транспортного происшествия".

Первые 20 лет работы ГОН использовал зарубежные автомобили за неимением отечественных. Например, Ленин пользовался Rolls Royce, который называли "Серебренным призраком" за посеребренные детали и бесшумность при движении (считалось, что самый громкий звук в салоне - это тиканье часов пассажира). Любимой машиной Иосифа Сталина был Packard.

Но в разгар Великой Отечественной войны решено было сломать эту традицию. Впрочем, судьба автостроения для первых лиц оказалась весьма драматичной. Сначала все шло замечательно. Специалистов отзывали с фронта, чтобы в 1944 году утвердить образец первого семиместного легкового ЗИС-110. К 1958 году был изготовлен образец принципиально нового представительского лимузина ЗИЛ-111. Первый серийный бронированный ЗИС-115 - автомобиль со специальной защитой кузова, возивший Сталина. Бронированные советские лимузины, выпускавшиеся с 1982 года, - ЗИЛ-41045, ЗИЛ-41051, ЗИЛ-41052, ЗИЛ-41047ТБ. Их основа - бронекапсула толщиной в 10 мм. Эти тяжелые автомобили не имели аналогов в мире и отличались от своих стандартных собратьев отдельными системами - усиленной подвеской, системой тормозов, отсутствием опускаемых стекол, защитой топливного бака, специальными шинами.

На автомобилях ЗИС и ЗИЛ передвигались первые лица государства с середины 1940-х до середины 1990-х годов. Специально для прогулок и охоты Леонида Брежнева был выпущен уникальный автомобиль ГАЗ-2495 - полноприводная "Волга". К юбилею Брежнева в 1976 году газовцы сделали трудовой подарок - первую "Чайку" ГАЗ-14, которая пошла в серию.

Но в то же время программа выпуска легковых автомобилей высшего класса была значительно сокращена: с 200-250 ЗИС-110 в год до 10-12 ЗИЛ-111. При этом сборку перенесли с главного конвейера в охраняемый Спеццех, она стала ручной, штучной, а значит, очень дорогой.

Однако еще несколько десятилетий эта практика продолжалась, автомобили модифицировались и, по признанию специалистов, ни в чем не уступали или даже превосходили зарубежные аналоги. Например, знаменитая "Чайка" еще в 1958 была оснащена электрическими стеклоподъемниками и получила высшую награду на всемирной промышленной выставке в Брюсселе.

Последним отечественным автомобилем представительского класса стал бронированный лимузин ЗИЛ-41052, выпущенный в середине 80-х годов прошлого века и на тот момент не имевший аналогов в мире. Он обладает наивысшим классом безопасности, а конструкция шасси такова, что его невозможно перевернуть. На таком автомобиле ездил последний генеральный секретарь ЦК КПСС, он же первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.

А в 1989 году на ЗИЛе построили специальный автомобиль охраны и сопровождения "Скорпион". Сотрудники охраны могли ехать, стоя на подножках, при необходимости заднее стекло и стекла в дверях мгновенно падали, люк в крыше сдвигался и машина в доли секунды превращалась в боевой автомобиль огневой поддержки. Таких чудес техники выпустили восемь штук.

С 1986 года работы по модернизации отечественного лимузина не проводились, что привело к катастрофическому отставанию от мирового автомобилестроения. С 1994 года в ГОНе начали активно эксплуатироваться иномарки, в последние годы основными машинами стали Mercedes-Benz.

Первый Mercedes-Benz-S500 изготавливался специально для первого президента России Бориса Ельцина. В 1994 году было сделано два синих автомобиля, еще два темно-синих - в 1997. Второй президент России Владимир Путин ездил уже в основном на черных Mercedes-Benz S600 Guard Pullman W220 (заводское бронирование, кузов удлинен на 1 м, система аварийного пробега, позволяющая машине ехать не менее 30 км со скоростью до 80 км/ч даже при резком падении давления воздуха в шинах).

Президент Дмитрий Медведев стал передвигаться на новом авто - Mercedes-Benz Pullman S600 Guard W221. Его кузов удлинен на 1,15 м, использовано множество инноваций в техническом оснащении, задняя часть салона - с четырьмя комфортабельными визави-сиденьями, а высота крыши над задней частью салона увеличена.

По данным ФСО, Mercedes используют руководители более 40 стран мира.

Еще одна традиция ГОН - его автомобили должны быть во всех поездках и визитах главы государства. Слишком велик риск для высокопоставленных особ пользоваться чужой техникой. Первым за границу со своими автомобилями стал выезжать еще Николай II в 1910 году. Теперь этого правила всегда придерживаются лишь президенты России и США. Автомобили ГОНа только за последнее время проехали по дорогам более чем 80 стран ближнего и дальнего зарубежья, побывали в Америке, Африке, Австралии. Сотрудники Гаража особенно гордятся, что даже во время войны их автомобили возили Сталина и Жукова на фронт, участвовали в Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях. Например, в 1943 году в Тегеране работали 10 авто.