Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Как Ильич оказался на бутылке с буржуазным гран-крю из французского шато

20 июля, 17:11 UTC+3

Российский миллиардер Андрей Филатов купил шато во французском регионе Сент-Эмильон и подружил элитное вино с шедеврами русской и советской живописи

Поделиться
Материал из 1 страницы
© Роман Канащук/ТАСС

Ильич и вино

— Французы были в шоке! — предприниматель Андрей Филатов улыбается и ловко поворачивает в руке бутылку, напоминающую массивный графин с коротким горлышком. Под зеленым стеклом перекатывается темное гран-крю, а на винной этикетке, прищурившись, смотрит в вооруженную толпу Смольного Ленин.

— Это авторская копия картины Серова "Ленин провозглашает советскую власть", — добавляет Филатов. — Мы отыскали ее в частной коллекции в Голландии и выкупили.

Изюминка этикетки, объясняет Филатов, даже не в том, что на бутылке стоимостью в несколько сотен евро изображен вождь русской революции, а сама история знаменитой картины.

Таких картин советский художник Владимир Серов написал целых три. Первую — в 1947 году. На ней Ильич стоял в окружении Сталина, Дзержинского и Свердлова. Эта картина позже была подарена китайскому коммунистическому лидеру Мао Цзэдуну (сегодня ее местонахождение неизвестно), а Серов после прихода к власти Хрущева написал еще два "дубля", заменив опальных политиков на рабочих: копия 1955 года отправилась в музей подмосковного города Жуковского, а 1962-го — в Третьяковскую галерею.

При Брежневе копию из Жуковского продали за границу частному коллекционеру, и Филатов смог найти и выкупить ее только в 2011-м.

Французское вино с русским "лицом"

Ильич появился на бутылке элитного вина благодаря советскому искусству и французским романам Александра Дюма.  

Началось все с того, что Андрей Филатов, входящий в список 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, с середины нулевых увлекся коллекционированием вывезенных за рубеж картин российских и советских художников.

Сегодня его коллекция русской и советской живописи насчитывает более 400 работ Ильи Репина, Виктора Васнецова, Федора Решетникова, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского, Александра Лактионова, Николая Рериха. И скрывать свое сокровище Филатов не собирается.

В 2012 году предприниматель создал фонд Art Russe, который продвигает русское советское искусство за рубежом, но на этом не остановился.  

Кроме живописи бизнесмен любит Францию.

— Это любовь с детства, когда читал истории о д’Артаньяне, романы Дюма, французскую литературу, — вспоминает Филатов.

То ли отдавая дань мальчишеским романтическим мечтам и любимым тогда книжкам, то ли воплощая перспективный бизнес-план, в 2013 году он купил винодельческое хозяйство La Grâce Dieu des Prieurs ("Хранимые милостью Божьей приоры") во французской коммуне Сент-Эмильон, что в регионе Бордо.

— Я решил делать лучшее вино в мире, — просто объясняет предприниматель свой поступок.

Заявление как минимум амбициозное, особенно если учесть, что прямо по соседству с виноградниками Филатова начинаются владения знаменитого на весь мир шато Cheval Blanc ("Белая лошадь"), а в соседнем Помроле делают легендарный Pétrus.

Но Филатова такая компания не смутила: он пригласил лучших французских профессионалов: звезду в мире виноделов, энолога Луи Митжавиля и опытнейшего управляющего Лорана Проспери.  

 А "лицом" своего бренда сделал картины русских и советских художников.

Гагарин и шато

Идея превратить шато в территорию арт-объектов вряд ли приходила в голову кому-то из современных французских виноделов. Филатов, напротив, решился на эксперимент и позвал знаменитого архитектора Жана Нувеля, автора комплекса Института арабской культуры в Париже и филиала Лувра в Абу-Даби, чтобы реконструировать винодельческое производство.

Нувель разработал проект в соответствии со строгими техническими требованиями Митжавиля, который объяснял, где, сколько, каких размеров ему понадобится чанов и бочек.

Соседи-французы поначалу были в ужасе, ведь территория Сент-Эмильона включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как "культурный пейзаж" и менять его ландшафт запрещено.

— Нам пришлось получать разрешение от Парижа, от ЮНЕСКО, — вспоминает Андрей Филатов. — Мы обязались провести реконструкцию так, чтобы она не затронула исторический ландшафт шато и его исторические постройки. Я объяснял людям, которые тут работали, что Россия и Франция уже много веков влияют друг на друга, это касается и архитектуры, и виноделия. К примеру, шампанское "Кристалл", которое поставлялось к царскому двору, разливали по приказу Александра II в прозрачные бутылки, у которых было плоское, а не вогнутое донышко. Это делалось для того, чтобы в бутылке нельзя было спрятать взрывчатку — царь опасался терактов. И таких примеров очень много. В итоге мы получили разрешение.

Жан Нувель, который родился и вырос недалеко от Сент-Эмильона, воссоздал фермерский двор, где каждая постройка выполняет свои функции в процессе производства вина.

Главным арт-объектом стал огромный цилиндрический чан, формой напоминающий шайбу: его стены покрыты сплошной фреской, на которой изображены сцены повседневной жизни работников шато.

— Добавляя элементы модернизма, мы создаем нечто новое, но при этом сохраняем культурные традиции, — рассказывает архитектор Жан Нувель. — Этот проект был создан, чтобы показать работу винодельческого хозяйства, в каждом элементе я старался воздать должное виноделию, русскому искусству и французским традициям.

"Русское искусство", о котором говорит Нувель, не просто картина советского художника. Творение архитектора заставляет включаться все органы чувств зрителя: оказавшись в "шайбе", ощущаешь себя то ли внутри калейдоскопа, то ли в потоке северного сияния: разноцветный пол отражается яркими всполохами от блестящих как зеркало стальных чанов с вином. Тут замечаешь — из глубины хранилища с репродукции картины Ганкевича улыбается парящий в невесомости Юрий Гагарин.

"Бутылку должно быть жалко выбросить"

Перед нами стоит три красных винных деревянных ящика: по замыслу Филатова это отсылка к главному советскому цвету, хотя выглядит ящик не по-пролетарски роскошно.

Внутри — шесть бутылок. На этикетках изображены репродукции картин российских и советских художников: "Опять двойка" Решетникова, "Садко в подводном царстве" Репина, "Похищение Европы" Серова. За два года выпущено 24 варианта этикеток, и на следующий год готовится еще 12.

— Представьте, иностранец наливает себе вина, смотрит на бутылку и видит: "О, Ильич!" Или "Серп и молот". Или "Три богатыря". Что он сделает? Правильно, станет в интернете искать, что это такое, — рассуждает Андрей Филатов. —  После этого человеку должно быть жалко выбросить бутылку, понимаете? 

Чего в этой идее больше — ностальгии по советской эпохе или бизнес-стратегии? Ведь Филатов не первый, кто использует репродукции картин на винных этикетках. Задолго до него, в 1924 году, это сделал Филипп Ротшильд, владелец знаменитых виноградников "Лафит".

Первую этикетку для вина Mouton Rothschild оформил художник-кубист Жан Карлю. В последующие годы на этикетках появлялись картины и рисунки Дали, Шагала, Кандинского, Пикассо, Уорхола.

Другое дело, что ни разу не было попыток таким способом познакомить мир с неизвестными произведениями русского искусства.  

"Для меня это прежде всего дань уважения великой стране, которая была где-то хорошей, где-то плохой, но которая дала человечеству много того, без чего мы сегодня не мыслим нашу жизнь. Искусство той эпохи достойно того, чтобы о нем знали. Как и хорошее вино достойно того, чтобы быть выпитым".

Карина Салтыкова 

ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!