ТАСС, 18 октября. Власти российских регионов после произошедшей в Керчи трагедии потребовали от учреждений образования усилить пропускные режимы и провести их внеплановые проверки на предмет безопасности, однако, как считают опрошенные ТАСС эксперты, в корне ситуацию это не изменит. Для этого нужна отдельная федеральная программа по безопасности образовательных учреждений, более жесткий контроль за охранными предприятиями и тщательная работа с самими подростками, в том числе тихими и незаметными, для раннего выявления психологических кризисов.
Трагедия в Керчи произошла 17 октября: студент политехнического колледжа устроил взрыв и открыл стрельбу в учебном заведении, после чего покончил с собой. Погиб 21 человек, в том числе сам нападавший, пострадали около 50 человек, возбуждено уголовное дело.
В этом году это уже не первый случай нападения учащихся в образовательных учреждениях. Так, 15 января в пермской школе №127 один из учеников с товарищем, вооружившись ножами, ранили девять учеников и учительницу, 19 января в школе №5 Улан-Удэ (поселок Сосновый бор) вооруженный топором ученик девятого класса напал на детей и учительницу, после чего поджег учебное помещение и ранил себя ножом, 18 апреля ученик коррекционного класса в башкирском городе Стерлитамаке пришел в школу с ножом, ранил ребенка, учителя, а потом поджег класс.
Проверки безопасности
После трагедии в Керчи российские регионы начали усиливать меры безопасности в школах, колледжах, детских садах и других образовательных учреждениях. Речь идет о пропускном режиме, дополнительных и внеплановых инструктажах для учащихся и персонала. В Алтайском крае, Иркутской, Саратовской, Пензенской и Оренбургской областях и других регионах РФ также начались проверки в учебных заведениях.
Представитель Минобразования Красноярского края Лариса Климова напомнила журналистам, что учебный год начался не так давно, и перед ним проводились все необходимые проверки и инструктажи по безопасности, однако, сейчас в регионе все это будет сделано вновь. В Архангельской области на входах в школы установлены дополнительные посты охраны, в Коми проводят осмотры, в том числе, чердаков, в Вологодской области усиливают контроль над въездом и выездом транспорта на территории школ.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть поручил не только проверить технические средства безопасности в городских школах, но и поработать с "трудными подростками". "Есть человеческий фактор, который надо учитывать. Поэтому проверка - это тоже такой дисциплинирующий фактор. В том числе, обратить внимание, на поведение, может быть, на тех подростков, учеников, учащихся, которые не всегда адекватно себя ведут", - сказал журналистам Локоть.
После резонансных происшествий в российских регионах вновь обсуждают необходимость изменения подходов к безопасности, так как по итогам проверок учреждений образования к ним возникают обоснованные претензии. Например, как рассказала ТАСС детский омбудсмен в Башкирии Милана Скоробогатова, после нападения ученика на школу выявили большое количество нарушений. "То есть в школах были рамки, но они не работали, были охранники, но они просто сидели и, как в медитации, наблюдали, как проходят дети", - сказала она.
Деньги на безопасность
Эксперты отмечают, что подобные проверки, даже внеплановые, часто становятся формальными, а причина такого подхода напрямую связана с недостатком денег у образовательных учреждений. Как пояснил ТАСС министр образования и науки Бурятии Баир Жалсанов, у муниципалитетов зачастую не хватает средств, и республиканский бюджет приходит на помощь.
"В Бурятии необходимо около 2 млрд рублей, чтобы все школы обеспечить безопасной инфраструктурой. Но, естественно, таких денег нет и не выделяется", - признается он.
Исправить эту ситуацию можно за счет создания федеральной программы с финансированием охраны таких объектов, уверена уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева. "Это серьезная проблема [безопасности], и ситуация в Керчи должна вывести на специальную федеральную программу, связанную с выделением необходимых средств для обеспечения безопасности образовательных учреждений", - заявила она ТАСС.
Сегодня, добавила она, нередки случаи, когда на охрану школ деньги собирают с родителей. "Законом это не запрещено, если это добровольные пожертвования, но создание федеральной программы для решения этого вопроса было бы эффективнее", - отметила Болдырева.
Выбор охранников
Вопрос, однако, остается и с качеством охранников - в образовательных учреждениях по-прежнему привлекают к этой работе тех, кто не имеет должной подготовки. "Сейчас очень часто за охрану отвечают бабушки, пожилые люди, которые пришли подработать. Это не значит, что они не болеют душой за школу, за учеников, но они на пенсии, нужны более молодые и подготовленные. Такие охранники смогут буквально сканировать каждого вошедшего, они знают на что, на какие детали обращать внимание", - сообщила ТАСС представитель регионального родительского комитета Астраханской области Наталья Шустова.
По ее мнению, должны привлекаться специалисты, которые, в частности, проходили военную подготовку. Власти регионов на конкурсной основе или сами образовательные учреждения пытаются за свой счет привлекать частные охранные предприятия. Так, с сентября этого года в школах, центрах дополнительного образования и профтехучилищах Санкт- Петербурга работает профессиональная охрана за счет средств бюджета города, рассказали ТАСС в комитете по образованию. В той же бурятской школе, где ученик напал на детей и учительницу, охраной занимается ЧОП.
Но, как пояснил ТАСС Жалсанов, и в охранных предприятиях порой работают не очень компетентные специалисты, а отследить их уровень подготовки, особенно на этапе конкурса, невозможно.
"Когда идут поиски охранного предприятия, прописываются в техзадании, конечно, все моменты - наличие лицензии и прочее. А вот уровень компетенции, профессионализма того или иного специалиста оценить в рамках конкурсных процедур невозможно. В очной форме конкурс ведь не проводится, проводится конкурс документов, на стадии лицензирования надо такие компании проверять более тщательно на предмет компетентности", - считает он.
Родительское внимание
Однако проблема не только в оснащении системами безопасности и профессионализме охранников, считает директор бурятской школы, где произошло ЧП, Наталья Сурикова. "Я считаю, корень проблемы - в семье, в родителях. Пусть родители, наконец, повернутся к детям лицом. А чем сейчас заняты родители? Зарабатыванием денег", - сказала она ТАСС.
После произошедшей трагедии, однако, родители активизировались, в том числе дежурят по поселку как дружинники, проверяют заброшенные здания. "В школе мы увеличили количество дополнительных занятий, это больше спортивные секции конечно - то есть делаем так, чтобы дети не были предоставлены сами себе, чтобы постоянно были заняты спортом, каким-то увлечением полезным", - пояснила Сурикова.
О том, что детям нужно больше внимания, в том числе со стороны родителей, говорят и в министерстве образования Пермского края, где незадолго до нападения на школу в Бурятии случилось подобное ЧП.
"Что в Керчи, что в пермской школе №127 (пермская школа, где на учеников напали старшеклассники - прим. ТАСС) проблема не в охране. Это тема комитета по делам несовершеннолетних, системы раннего выявления неблагополучия. Нужно говорить о неравнодушии к ребенку как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, потому что к детям не нужно относиться как к машинам, нужно замечать перемены в ребенке", - подчеркнули в ведомстве.
Работа с тихонями
При этом, по мнению экспертов, менять подходы надо и в работе психологов. "Мы видим, что в Керчи не люди со стороны что-то в школу пронесли, а учащийся этого же учебного заведения. Все предугадать невозможно, есть другие виды оружия, которые занимают не так много места, и которые можно пронести незаметно. Поэтому нужно предотвращать конфликтные ситуации, и, в первую очередь, усиливать работу психологической службы, например, путем создания межшкольной психологической службы, которая могла бы отслеживать кризисные ситуации в отношениях между учениками, предотвращая серьезные трагедии", - сказал ТАСС уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин.
Член комитета по культуре, образованию и науке Верховного совета Хакасии Тайир Ачитаев отметил, что, как правило, сегодня "на контроле" трудные подростки, а вот тихони обычно не взывают вопросов. А практика последних инцидентов показывает, что нападают на детей именно они.
"В случае Керчи, насколько можно понять из СМИ, у студента произошел какой-то кризис, но сейчас никто не может ничего рассказать, что побудило его на такие страшные действия. Как он себя вел в последнее время? Что его интересовало? А ведь у нас много подростков, входящих в зону риска, и если с наиболее активными хулиганами у нас какая-то работа проводится, то вот с тихими подростками, которые, как правило, в своей среде находятся на положении изгоев, с ними никто не работает, и это нужно делать", - считает он.