ВЛАДИВОСТОК, 7 ноября. /ТАСС/. Предложение врио губернатора Приморского края Олега Кожемяко ввести дополнительный сбор со стивидоров края в пользу жителей загрязняемых районов хотя и поможет людям, но не решит проблему угольной пыли как таковую, считают опрошенные ТАСС эксперты.
В 2017 году через порты Приморья резко вырос экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а в результате открытой перевалки пыль разносится по окрестностям, что вызвало многочисленные жалобы населения. Накануне Кожемяко предложил создать фонд и ввести экологический сбор для углеперевалочных компаний в Находке. По его словам, распределять средства из такого фонда должны будут сами жители города на благоустройство, озеленение или на другие цели. При этом министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин уже заявил, что необходимости вводить экологические сборы для стивидорных компаний на федеральном уровне нет.
"Если будет соответствующая инициатива, это можно оформить как краевой закон, ввести региональный налог на перегрузку топлива. Но надо проверить законность таких действий. Вот только любой налог, региональный или муниципальный, собирается в соответствующий бюджет, а не в какой-то фонд. Так что, если говорить о том, чтобы жители сами могли распределять эти деньги, то нужно посмотреть внимательно, как это возможно технически на региональном уровне", - сказал ТАСС председатель комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания каря Галуст Ахоян.
Он отметил, что никакой налог или сбор не решит корень проблемы отравления угольной пылью, и стивидорам необходимо строить закрытые терминалы по перегрузке.
С ним согласен и член общественного экспертного совета по экологической безопасности при губернаторе Приморья Андрей Беловодский. "Это лучше, чем ничего, хотя, конечно, создание фонда - это полумера. Фактически, полумерами в решении проблемы является все, кроме строительства куполов над местами перегрузки угля. Зимой уголь поднимается на большую высоту и разносится ветром, поэтому никакая сетка его не остановит, а орошение зимой малоэффективно из-за того, что вода сразу превращается в лед", - сказал Беловодский.
Он отметил, что параллельно надо решить и проблему смыва угольной пыли в море. Сейчас в Приморье, по его словам, нет ни одного угольного порта, занимающегося очисткой своей канализации. Это тоже дорогостоящая проблема, которую власти пытаются решить соглашениями об обязанности стивидоров строить систему очистки сточных вод.
Проблема пыли в Находке
Проблема загрязнения воздуха угольной пылью в Приморье активно обсуждается последние несколько лет, но в 2017 году она особенно обострилась. Вопрос об этом поднял во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным житель Находки, где сейчас работает несколько перегрузочных терминалов с углем.
Ранее власти Приморья заключили соглашения с девятью компаниями, занимающимися перевалкой угля в Находке. Согласно документам, стивидоры обязались направить более 1,5 млрд рублей в ближайшие три года на экологические мероприятия, чтобы бороться с проблемой угольной пыли, которая загрязняет воздух в черте города. В числе мероприятий, которые должны выполнить стивидоры, - автоматизированный мониторинг состояния воздуха, строительство ограждений пылеподавления, очистка ливневых вод на территориях угольных складов, внедрение в работу водяных и снеговых пушек, применение пылеулавливающих реагентов, регулярная очистка территорий складов и проезжей части от угольной пыли.