12 ноября 2018, 14:20
Статья

"Никто не знает, а я — Бэтмен". Как бал помогает детям-сиротам ощутить себя лордами и леди

Что такое благотворительный бал проекта "Полдень", почему его поддерживают звезды и как игры могут изменить жизнь
Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Бал для "детей с проблемами"

— Дамы, даем отмашку! — провозглашает девушка-волонтер. Магазин открыт — начинаем выбирать!

В "магазине" — десятки платьев: корсеты, воланы, кринолины. Много похожих на свадебные — их, правда, разобрали самыми первыми, до всяких отмашек. "Я сюда пришла раньше всех, и оно мне сразу приглянулось, — объясняет Вика, разглаживая белую юбку. — Правда, хотела готическое, но не нашла нужное". Вике 14 лет, на вид она кажется старше. "Возможно, мы взросло выглядим, потому что так жизнь повлияла", — говорит она. Последние полгода Вика живет в детском доме. Она быстро объясняет: "Мать и отец в разводе, жила с мамой, попала к отцу, мать лишили родительских прав, потом отца тоже, я не захотела с ним жить". Вопросов задавать не хочется: ясно, что за этими будничными формулировками — то, что 14-летней девочке лучше бы никогда не переживать. Да и не только ей. Но здесь почти у каждого есть похожая история.

Мы на благотворительном балу "Полдня" — волонтерского проекта, помогающего социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как говорит одна из участниц, это проект для "детей с проблемами". Проблемы могут быть разные — от алкоголизма родителей до серьезных болезней. Но больше всего здесь воспитанников детских домов. Бал проходит в шестой раз, в нем участвуют более 250 ребят.

"Не оставляйте платье, его потом можно недосчитаться", — предупреждают меня. "Их утаскивают, но потом возвращают: ой, ну ладно, оно такое красивое, забирайте", — говорит в прошлом сотрудник, а ныне волонтер "Полдня" Василий. Дело в том, что в детском доме у ребят много общего и мало своего. Если волонтер, придя туда, оставит без присмотра телефон, с ним тут же кто-то начнет играть. А на замечание искренне ответит: "А чего я такого сделал?" Это не история про "плохих детдомовских детей" — они не плохие, и вещи они тащат не по злому умыслу. Просто им не объяснили, что так нельзя. Не секрет, что ребятам в таких учреждениях не прививают даже самых элементарных представлений о взрослой жизни. Их не учат отличать свое от чужого, распоряжаться деньгами, спорить, доказывать и даже просто общаться — ни друг с другом, ни со взрослыми. А потом они вырастают и уходят во взрослый мир, в котором их просто не научили жить.

Именно поэтому и нужны такие проекты, как "Полдень".

"Это прямая отсылка к сказке"

"Полдень" существует с 2010 года. Он работает с детскими домами и реабилитационными центрами более чем в 20 регионах России. У проекта есть обучающая программа, рассчитанная на три года, а в год проходит около 12 мероприятий — от лекций по финансовой грамотности до сложных ролевых игр с зомби и космическими кораблями. "Видите эту девочку? — говорят мне о веселой барышне лет 14. — На первых занятиях на вопрос "как тебя зовут?" она отвечала "никак" и закрывала лицо руками".

Один из основателей "Полдня" Владимир Молодых добавляет: "После детского дома у многих одинаковые траектории: все мальчики идут в повара, все девочки — в парикмахеры. У нас бывали случаи, когда из "потока" в повара и парикмахеры шли четыре человека. А остальные выбирали себе другие профессии". У самого Владимира трое детей, и он говорит, что они обязательно пройдут все игры "Полдня" (пока они еще слишком малы).

Бал — это кульминация всех мероприятий проекта, главное событие года. Готовиться к нему начинают за три месяца: ребят возят на танцевальные мастер-классы, чтобы на паркете они чувствовали себя уверенно, а в день бала проходит финальная репетиция. Платья предоставляют спонсоры, макияж и прически делают волонтеры. Тут, кстати, тоже если "воспитательные моменты". К визажистам и парикмахерам большая очередь, и некоторые девушки пытаются ее обойти обманом (то ли желание поскорее стать красивой, то ли страх, что "не достанется"). Их довольно твердо возвращают на место: "Все успеют, надо подождать!" Здесь все должно быть без поблажек — так, как будет во взрослой жизни.

Бал поддерживают Департамент социальной защиты Москвы, Российская государственная библиотека, Агентство стратегических инициатив и музей-театр "Булгаковский дом". А информационную поддержку оказывают звезды. Например, в этом году помогает музыкант Кирилл Рихтер. Он хотел и выступить здесь, но пришлось уехать на гастроли. "Прийти на свой первый бал — это как выйти в первый раз на сцену, — уверен он. — На тебя все смотрят, у тебя есть задача".  Кирилла поддержала его подруга, певица Манижа. Она сделала пост в Instagram, и ее читатели откликнулись — стали предлагать платья или вызываться в волонтеры. "У людей есть стереотип: хочу помочь детям — отправлю им игрушки или вещи, — говорит Манижа. — Безусловно, хорошо, что они это делают. Но на мягких игрушках ты не построишь свою жизнь. Общение важнее".

А ведущей бала стала основательница и вокалистка группы "Немного нервно" Екатерина Гопенко. Для нее это, кстати, первый бал в жизни. "Это прямая отсылка к сказке. Ты видишь себя в другой одежде, в другом образе, — говорит Екатерина. — Нужно один раз почувствовать себя кем-то другим, чтобы им однажды стать. Я так в детстве играла в музыканта. Притворялась им, пока все не поверили. Это дверь возможности, ее просто надо показать".

"Мальчишки говорят: не думал, что могу быть таким"

"Даша! — строго говорит одна барышня другой. — Еще раз влюбишься — я тебя лично убью. Мне еще только тебя влюбленной не хватало!"

"Ты красиво выглядишь! А я — как дебилка", — с грустью сообщает девочка подруге из-за двери туалета.

"А что, очень заметно, что я в кедах? — волнуется девушка в пышном черном платье. — Я в туфлях или балетках умру!"

Кого-то из опоздавших все еще причесывают, кто-то так и не смог найти себе подходящее платье ("эти на мне не застегиваются, а то я не хочу!"), но бал уже стартовал. Мы в Доме Пашкова, в самом центре Москвы. Тема бала — великие географические открытия. Ведущие и волонтеры — в костюмах пиратов и путешественников. Во время бала проходят мастер-классы, а еще есть задания, для выполнения которых ребята должны подходить к "специально подготовленным" взрослым и задавать им вопросы. И это, как здесь объясняют, тоже важно: детям нужно показывать, что с любым взрослым — даже если это серьезные дядечки в пиджаках — можно быть на равных. 

Но главное все-таки танцы. Для них в зале есть "подсадные утки": девочки и мальчики из кадетских классов и другие знатоки бальных танцев — чтобы никто не остался без пары. "Я пришел сюда танцевать, — говорит Никита, ему лет 14–15. — Тут красивые девушки и красивые платья. Все красивые!"

Если другие игры "Полдня" учат работать в команде и общаться, то бал (помимо этого) учит еще одному важному: выстраивать отношения "мальчик — девочка". "Я видел в детских домах, как девчонки запрыгивают на спину к мальчишкам и резвятся, — говорит волонтер "Полдня" Василий. — А тут оказывается, что можно подойти и подать руку". Когда ближе к середине бала компания ребят поднимается из буфета в зал (и девушки на каблуках с тоской вздыхают: "Ну кто придумал эти лестницы!"), несколько мальчиков ведут девочек под руку. И видно, что какие-то микроскопические изменения происходят прямо сейчас.

У организаторов нет иллюзий: они понимают, что один бал не может изменить жизнь. Для этого нужна полноценная программа — собственно, для этого "Полдень" и работает круглый год. Но какой-то толчок можно получить прямо здесь, в особняке с видом на Кремль. "Мне кажется, это прекрасная эмоциональная встряска, — говорит музыкант Кирилл Рихтер. — На балу ты не можешь быть ни кем иным, кроме как джентльменом или леди".

"После таких балов мальчишки говорят: не думал, что могу быть таким, — рассказывает волонтер Василий. — Здесь тебя принимают и говорят: ты достойный. Это нужно для внутреннего стержня. Чтобы ребенок помнил: никто не знает, а я — Бэтмен. Никто не знает, а я внутри немножко лорд, немножко князь". Бал длится три часа. После этого ребята разъезжаются по детским домам. Но "внутренних Бэтменов" забирают с собой.

Бэлла Волкова