8 августа 2013, 08:50

В палаточный лагерь мигрантов под Москвой доставили вторую партию гуманитарной помощи

Заботу о нелегалах взяли на себя общественные организации "Офицеры России" и "ГУЛАГу — нет"

«Ограда высотой метров в пять… железные коричневые ворота», - такой ориентир дали в ГУВД журналистам, собравшимся посетить первый в новейшей истории России палаточный лагерь для нелегальных мигрантов. Открываются ворота редко, по пропускам. Лагерь - под охраной полиции. Сейчас, спустя неделю после того, как сюда привезли первых задержанных, на территории проживает около шестисот человек – в основном вьетнамцы. Есть граждане Узбекистана, Таджикистана и даже два сирийца. Живут в армейских палатках, питаются на полевых кухнях. Условия, приближенные к армейским – холодная вода, отсутствие мебели, гречневая каша. Выросшие исключительно на рисе вьетнамцы запротестовали. И первая гуманитарная помощь удовлетворила самые насущные потребности – в лагерь завезли две тонны риса, питьевую воду, мыло, полтонны шампуня.

Владимир Осечкин, общественный деятель:

- Сейчас вторая партия груза приехала. Мы привезли 40 килограмм стирального порошка,  сто  тазов. В ближайшие дни мы привезем стулья, чтобы люди могли кушать сидя. 

Действительно, ни стульев, ни любой другой, кроме стоящих на асфальте кроватей, мебели нет. Пока нет даже света, поэтому вентиляторы, которые тоже привезли на днях, не работают. В середине дня в палатках – очень душно. Но эта скудность – утверждают правозащитники - много лучше условий, в которых мигранты проживали, работая в России на подпольных предприятиях.

Владимир Шапошников, член совета по правам человека при президенте РФ:

- Это тот показательный опыт, который говорит, что без таких городков нам не справиться в борьбе с нелегальной иммиграцией, что такие городки в любом случае нужны. Другое дело, нужно подумать, какие будут эти городки, из чего они будут строиться, какую будут нести ответственность за эти городки муниципальные органы, а не только полиция, МЧС и ФМС.

Сами мигранты к условиям проживания в лагере претензий не имеют – просят только привезти больше продуктов и одежды. Легенда у всех одна – приехали в Россию туристами, теперь нет денег, чтобы вернуться на родину. Ни один не признается, что работал на подпольном предприятии, где их задержали. У Тханя во Вьетнаме жена и двое детей. Вернуться домой он, как и все здесь, хочет, но…

- Вы еще приедете в Россию после того, как вас депортируют на родину?

- Конечно, конечно вернусь.

- А что вам так нравится в России?

-  Природа красивая…

Антон Цветков, заместитель председателя общественного совета ГУ МВД г. Москва:

-  Далее те люди у которых есть документы за счет РФ отправляются на родину, а для тех, у кого нет документов,  все будет зависеть от того, как быстро документы будут оформлены. 03.30 Ни один вьетнамец не покинет РФ пока ему не вернут вещи.

Оформление документов для депортации идет полным ходом. Многое зависит  от посольств тех стран, чьи граждане оказались  в палаточном лагере. И хотя, как говорят правозащитники, главное, чтобы все было в рамках закона, со сроками тянуть нельзя. Лето на исходе, а с наступлением осени в таком лагере теплолюбивым жителям Юго-Восточной Азии будет трудно.

Илья Луданов, Максим Зайцев

(Москва)