30 августа 2013, 06:00

Реформа высшего образования в России: как не превратиться в образовательную провинцию

Фото ИТАР-ТАСС/Шарифулин Валерий
Фото ИТАР-ТАСС/Шарифулин Валерий

В России на данный момент нет ни одной он-лайновой образовательной платформы

В 2005 году, когда был объявлен запуск четырех национальных проектов, один из которых был посвящен образованию, уже начали набирать силу и проявлять себя основные тренды, которые сейчас определяют мировой образовательный ландшафт. Российская система высшего образования должна была принять массовую интернационализацию образования, наступление цифровой революции, а также то, что финансовые показатели высших учебных заведений станут не менее определяющим фактором, чем количество и качество образовательных программ.

По прошествии восьми лет после запуска проекта эти тренды в образовании не только не теряют свою актуальность, но и усиливаются с каждым годом. Но смогла ли Россия поймать волну и перестроить свои образовательные учреждения с учетом довольно щедрого финансирования со стороны государства? Оценить уже сделанные шаги довольно легко: о них много говорилось на высшем уровене и недостатка внимания со стороны прессы не было.

Тренды в образовании

Во-первых, ориентация на интернационализацию образования. Первые шаги в этом направлении были сделаны относительно недавно. Это и запуск в 2013 году проекта по конкурентоспособности российских вузов, в рамках которого были выбраны 15 высших образовательных учреждений, а также ориентация на международные рейтинги. Уже до конца этого года вузы должны получить в общей сложности 9 млрд рублей, программа финансирования предусмотрена на еще несколько лет. На эти деньги вузам предстоит кардинально пересмотреть свои образовательные программы, переориентироваться на международные стандарты, увеличить количество предметов, преподаваемых на английском языке и качественно улучить свою материальную часть – это касается не только лабораторий, но и общежитий и самих учебных корпусов.

Зачем российским вузам бороться за иностранных студентов? В качестве ответа предлагаю посмотреть на статистику: количество иностранных студентов в мире, обучающихся за пределами своей страны, в 2010 году превысило 4 млн человек и по самым консервативным оценкам достигнет 8 млн к 2025 году. Как правило, студенты из-за рубежа - это наиболее мобильные молодые люди, финансово-обеспеченные и обладающие большими способностями и талантом, что позволяет им поступать в ведущие вузы мира. Именно за таких людей сегодня развернулась серьезная мировая конкуренция, которую зачастую ведут уже не отдельные университеты, а образовательные консорциумы или даже страны.

Итогом проекта по конкурентоспособности должно стать вхождение 5 вузов в сотню лучших мировых вузов (согласно мировым рейтингам) к 2020 году. Задача выглядит крайне амбициозной, посколько за прошедшие семь лет в рейтинге лучших 100 вузов «новичков» не более дюжины – и это наиболее динамично развивающиеся университеты мира.

Второй тренд – это цифровая революция и появление образовательных проектов. Самый яркий пример ­- массовые открытые он-лайн курсы, из которых наиболее популярны EdX (совместный проект Гарварда, MIT и Беркли), Udacity или Coursera (на данный момент объединяет более 4,5 млн студентов со всего мира). Курсы предусматривают общение, многочисленные тесты и сдачу экзаменов и могут служить полноценной заменой классической системе обравзоания. Онлайн-образование только кажется поверхностным и «неполным». Наоборот, многие студенты признаются, что учиться сложнее, чем в обычном университете – выполнение заданий требует глубокого погружения в тему, много времени на изучение материалов и самостоятельную работу.

В России на данный  момент нет ни одной он-лайновой образовательной платформы. Тогда как каждый день мы получаем новости о создании или расширении существующей сети онлайн-курсов в таких странах как США, Австралия, Великобритания и Бразилия (которая является таким же членом БРИКС, как и мы). В этих странах онлайн курсы объединяют несколько вузов страны в образовательные сети. И немаловажно то, что эти сети создаются исключительно на деньги вузов или на частные инвестиции.

Наконец, третий предсказанный тренд – это финансирование учебных заведений. С момента начала реализации национального приоритетного проекта «Образования» финансирование образовательных учреждений выросло в 4 раз. Были действительно масштабные шаги: создание сети федеральных университетов, поддержка инновационных программ университетов. Результаты будут видны в лучшем случае через несколько лет, если, конечно, будут. Но в любом случае уже понятно, что государство вряд ли готово финансировать образование и дальше в подобных объемах, без просчитывания того, насколько эффективно были потрачены эти деньги. Правительство очень осторожно готово выделять деньги на образовательные программы. Есть общее понимание, что российские вузы должны стать более финансово самостоятельны, но успешных примеров  - единицы.

Как мы видим, если сейчас предпринимаются какие-то усилия, чтобы догнать мировые вузы по качеству образования, то из главного тренда – цифровой революции – Россия выпала полностью. Игнорирование этого тренда может превратить через несколько лет страну в образовательную провинцию, но самое важное – мы сами упускаем шанс довольно быстро и недорого модернизировать многочисленные региональные вузы. Вот лишь несколько возможностей, которые еще не поздно использовать:

1. В России более тысячи вузов, большинство из которых разбросаны по регионам и испытывают жесточайшую нехватку квалифицированных кадров. Как правило, эти вузы продолжают предоставлять студентам полный пакет образовательных программ, иногда сомнительного качества. Между тем,  внедрение массовых онлайн курсов, по итогам которых студенты будут проходить экзамены и получать необходимый сертификат, может легко решить эту проблему.

2. Несмотря на полный провал цифровой революции в образовании, все же можно найти несколько удачных примеров образовательных стартапов (eduson.tv, edutainme.ru или universarium.org). Более того, есть примеры тренажеров и образовательных симуляторов, обладающих экспортным потенциалом.

Как показывает мировая практика, одни из наиболее успешных образовательных стартапов сделаны на частные деньги. В силах государства и независимых образовательных центров – оказать экспертную и инфраструктурную поддержку, доступ к венчурному финансированию, а также осуществлять маркетинговую поддержку подобных проектов как на национальном, так и на международном уровнях.

В России по-прежнему есть дисциплины, по качеству преподавания которых и по глубине погружения мы до сих пор является мировыми лидерами. Это некоторые области высшей математики, преподавание искусства и художественной литературы. «Вытаскивание» этих предметов в качестве флагманских - один из способов встроиться в мировой образовательный ландшафт на данном этапе.

Сейчас, когда российская образовательная система все больше понимает, что дальнейшее развитие должно происходить не на деньги государства, а должны быть задействованы частные инвестиции и деньги самих вузов, развертывание национальной системы онлайн-курсов может оказаться реальной альтернативой масштабным проектам. Россия не была включена в начальный этап цифровой революции и упустила момент создания массовых онлайн курсов, но есть еще неплохой шанс создать собственную платформу, даже если она и будет аналогом западных моделей. Самое важное – это начать преобразования снизу, на уровне руководства вузов или амбизиозных предпринимательских команд, способных запустить успешные образовательные проекты с нуля. Тогда у России есть шанс вернуться в роли глобального игрока в образовательную сферу.

 

Денис Конанчук - руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления Сколково