13 декабря 2021, 12:10
Мнение

"Мир через силу" и "шлагбаум на пути в НАТО". Реакция Киева на разговор Путина и Байдена

Андрей Низамутдинов — о том, удалось ли смягчить напряженность на украинском направлении

Онлайн-встреча российского лидера Владимира Путина с президентом США Джо Байденом, центральной темой которой стала Украина, как и предполагалось, не сняла всех разногласий и противоречий, но все же ясно дала понять: открытие "украинского фронта", которым весь последний месяц пугали общественность американские и европейские СМИ, не состоится. Появилась и надежда на то, что переговоры о мирном политическом урегулировании в Донбассе удастся сдвинуть с мертвой точки. Во всяком случае, в Киеве усердно заговорили о готовности участвовать в разных переговорных форматах и даже намекнули на возможность пойти на некоторые уступки.

Правда, одновременно с этим продолжают звучать и заявления прямо противоположного толка, вдобавок выдвигаются заведомо неприемлемые требования и предпринимаются действия, направленные на дальнейший разогрев ситуации, а вовсе не на ослабление напряженности. Похоже, украинские власти намерены и дальше заниматься тем же, чем они небезуспешно занимаются вот уже семь лет: имитировать переговорный процесс в попытке как можно дальше отодвинуть реальное урегулирование.

На разогреве

Пугать якобы готовящимся широкомасштабным нападением России на Украину американские СМИ принялись примерно за месяц до онлайн-встречи Путина и Байдена. Со ссылкой на "достоверные источники в разведке" назывались даже предполагаемые сроки — январь-февраль 2022 года. Разнообразные эксперты и политологи как по команде принялись рассуждать на тему "Россия нападет".

В комментариях представителей Белого дома, Госдепартамента и Пентагона тоже хватало алармистских настроений, но в целом их тон был чуть более сдержанным: мы крайне встревожены концентрацией российских вооруженных сил в районе украинской границы; возможно, Россия готовится напасть, но точно пока еще неизвестно; на всякий случай мы уже готовим санкции.

Интересно, что украинские власти, которых, видимо, забыли предупредить, поначалу даже пытались опровергать сообщения о готовящейся войне, но потом активно включились в пропагандистскую шумиху. В Европе в возможность нападения поначалу тоже не слишком верили. Вашингтону, видимо, пришлось провести немалую "разъяснительную работу", после чего и европейцы наконец заговорили о возможности вооруженного конфликта.

Чем дальше, тем накал страстей все больше нарастал, открытие "украинского фронта" из категории highly likely становилось чуть ли не неизбежным. Накануне онлайн-переговоров с Путиным Байден провел телефонный разговор с лидерами Великобритании, Италии, Франции и ФРГ. Они "обсудили общую обеспокоенность наращиванием РФ военных сил на границах с Украиной, а также все более жесткой риторикой России" и призвали Москву к деэскалации. Прозвучало это довольно странно, если учесть, что сами же партнеры по НАТО эту эскалацию и разогревали.

Договорились о переговорах

Слаженность выступлений дала серьезные основания полагать, что вся эта ничем не обоснованная шумиха была поднята для того, чтобы после виртуальной встречи президентов России и США объявить: Байден занял жесткую и принципиальную позицию, пригрозил Москве санкциями, после чего она пересмотрела свои агрессивные планы в отношении Украины. Во всяком случае, эти предположения подтверждаются формулировками сообщения, выпущенного пресс-службой Белого дома по итогам переговоров.

Примечательно, что в нем не упоминается "Северный поток — 2", против строительства которого так яростно борется Киев. Более того, как раз в день онлайн-переговоров Путина и Байдена положение о введении санкций против газопровода и суверенного российского долга было исключено из согласованной представителями обеих палат Конгресса США версии проекта оборонного бюджета страны на нынешний финансовый год (начался 1 октября).

Как вытекает из сообщений российской и американской стороны, президент США заявил о готовности поддержать реализацию минских соглашений по урегулированию ситуации в Донбассе. Кроме того, лидеры двух стран условились поручить своим представителям начать "предметные консультации по чувствительным вопросам" (видимо, имеется в виду не только украинская проблематика, но и вопросы европейской безопасности в целом, в том числе стремление России получить надежные гарантии того, что НАТО прекратит вплотную приближаться к границам РФ).

Первый шаг в этом направлении уже сделан: помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид посетит Москву и Киев 13–15 декабря, а затем отправится в Брюссель на консультации с партнерами из ЕС и НАТО. В сообщении Госдепартамента об этой поездке указывается: "Донфрид подчеркнет, что мы можем добиться дипломатического прогресса в прекращении конфликта в Донбассе путем выполнения минских соглашений при поддержке "нормандского формата".

"На войну мы не пойдем"

Вообще Байден, подвергшийся критике после поспешного одностороннего вывода американских войск из Афганистана, старается в последнее время демонстрировать солидарность и единодушие с европейскими партнерами. После виртуальной встречи с Путиным он снова провел телефонный разговор с Лондоном, Берлином, Парижем и Римом, затем состоялась отдельная беседа с группой "младоевропейцев" из Восточной Европы.

Партнерам были даны твердые заверения в том, что Вашингтон никому не позволит чертить какие-то там "красные линии" и диктовать, кого можно, а кого нельзя принимать в НАТО. Правда, одновременно было сказано, что воевать за Украину ни американцы, ни НАТО не собираются.

В Париже, Берлине и Риме к этой позиции отнеслись с пониманием, потому что там тоже не рвутся на войну с Россией, а вот "младоевропейцы" обеспокоились, видимо, мысленно "примерив" на себя украинскую вышиванку. Разумеется, открыто критиковать Вашингтон им непозволительно, но и без жалоб по поводу того, что Украину бросают на произвол судьбы, все же не обошлось.

Эти опасения Байден учел и несколько дней спустя, подтвердив, что идея размещения на Украине американских войск "никогда не рассматривалась", одновременно сообщил, что в случае "российского вторжения" войска США будут отправлены в европейские государства, находящиеся на восточном фланге НАТО.

Продолжают нагнетать

Попытки Байдена несколько смягчить напряженность в российско-американских отношениях за счет незначительных подвижек и уступок на украинском направлении и тем самым развязать себе руки для более активных действий на других направлениях (прежде всего китайском) не всем по нраву не только в Европе, но и в самих США. Против них выступают и оппоненты-республиканцы, и даже некоторые демократы.

Сама же американская администрация, похоже, намерена придерживаться широко укоренившейся в последнее время на Западе и даже принятой в качестве официального подхода в НАТО концепции "сотрудничать, где нам выгодно, и противостоять в остальных сферах". Иначе чем объяснить тот факт, что, например, заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд, сразу после онлайн-встречи двух президентов выступая в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США, вновь принялась усиленно продвигать тезис о вероятном нападении России на Украину. "Мы не знаем, принял ли президент России Путин решение атаковать Украину или свергнуть ее правительство, но мы знаем, что он наращивает потенциал, чтобы сделать это", — заявила она. По словам Нуланд, в нападении, которое "потенциально" может произойти в начале 2022 года, могут быть задействованы едва ли не все "боеготовые наземные силы РФ, базирующиеся к западу от Урала".

О продолжающемся сосредоточении российских войск вдоль границ Украины заявил и пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби. Да и американские СМИ не отказались от нагнетания страхов по поводу российского "нападения". Особенно отличился телеканал CNN, сообщивший, что администрация США разрабатывает план эвакуации американских граждан с Украины в случае возникновения там чрезвычайной ситуации. Белому дому даже пришлось выступить с опровержением.

Цель — ничто, движение — все

Последним из зарубежных руководителей, с кем по поводу Украины поговорил глава американской администрации, оказался украинский президент Владимир Зеленский. Хотя поначалу в Киеве утверждали, что Зеленский будет первым, перед кем Байден отчитается о результатах видеоконференции с Путиным.

В ожидании звонка из Белого дома киевские власти тревожно помалкивали, один лишь министр иностранных дел Дмитрий Кулеба отделался скупой благодарностью за "важные дипломатические усилия США по возвращению России за стол переговоров". И даже признался, что Киев "готов идти на уступки, но только при условии взаимных уступок со стороны России". Впрочем, тут же добавил, что Украина не отступится в вопросах европейской и евроатлантической интеграции.

Удивительное дело: из Вашингтона, Брюсселя и других европейских столиц Киеву уже неоднократно намекали, а то и прямым текстом указывали, что рассчитывать на вступление в НАТО в обозримом будущем, по крайней мере в ближайшие десять лет, не стоит. В Германии так и вовсе посоветовали брать пример с Финляндии, которая является членом ЕС, но не НАТО. Но в Киеве этого будто не слышат и продолжают ломиться в Североатлантический альянс.

Вот и Зеленский, заметно воспрянув духом после разговора с Байденом, заявил, что Украина и дальше будет двигаться по пути вступления в НАТО. "Но мы идем, а там шлагбаум. Мы же видим это, или нам все равно? Обойдем шлагбаум <...> но его не получается обойти", — сказал украинский президент телеканалу "1+1".

В этом интервью он также сообщил, что не исключает проведения некоего референдума по Донбассу. Правда, понять, что именно он имеет в виду, было сложно, поскольку изъяснялся Зеленский довольно путано и туманно, как, впрочем, почти всегда, когда он не читает текст по бумажке или не произносит многократно отрепетированные репризы. "Я не исключаю референдум по Донбассу в целом, и тут вопрос не о статусе. У нас может такое быть в жизни, это может быть относительно Донбасса, относительно Крыма, это может быть в целом о прекращении войны", — сказал он.

Не добавили ясности и многословные рассуждения Зеленского о площадках, на которых могут рассматриваться различные вопросы. Сам украинский президент, по его словам, готов к любым форматам, в том числе и к прямым переговорам с президентом России, идею которых поддерживают и в Европе, и в США. О том, что в Москве в таких переговорах не видят смысла, потому что не считают украинского президента самостоятельной фигурой, Зеленский предпочел не вспоминать.

Готовы к имитации

Лишь один формат исключил украинский президент: прямые переговоры с самопровозглашенными республиками Донбасса. По его словам, в его разговоре с Байденом "об этом в принципе речь не шла". "А если, например, взять мнение [президента Франции] Эмманюэля Макрона, то он постоянно подтверждает, что нужно сделать все, чтобы Украина не осталась один на один именно с сепаратистами", — добавил Зеленский.

На мой взгляд, поскольку реализация минских соглашений невозможна без непосредственных контактов с Донецком и Луганском, слова украинского президента в очередной раз подтверждают: выполнять эти соглашения Киев не намерен и в урегулировании конфликта на самом деле не заинтересован.

Есть ощущение, что, если бы самопровозглашенные республики вдруг заявили бы, что готовы вернуться в состав Украины хоть завтра и безо всяких условий, в Киеве бы замахали руками с призывом одуматься. Потому что Донбасс в составе Украины — это головная боль на многие годы вперед. Тогда как продолжение конфликта — это кредиты, ссуды, гранты и прочие финансовые вливания. А еще это гарантированное внимание со стороны зарубежных СМИ. Сейчас же Украина в центре внимания, ее судьбу едва ли не каждый день обсуждают мировые лидеры, и сам Зеленский тут же, рядом. 

Собственно говоря, содержание плана украинских властей раскрыл в откровенной статье для издания Foreign Affairs глава МИД Кулеба. Для начала, по его словам, Москве надо раз и навсегда объяснить, что Украина — это "часть Запада и будущий член ЕС и НАТО". Вторая часть плана заключается в подготовке "адских санкций" на случай "вторжения России". Наконец, план "мира через силу" предусматривает наращивание военной помощи Украине. Лишь после этого можно будет "достичь справедливого мирного урегулирования" в Донбассе.

На практике это означает, что Украина, как и прежде, намерена, играя на застарелых страхах Запада и используя разногласия как внутри самих США, так и между США и их европейскими партнерами, имитировать переговорный процесс, чтобы затянуть его еще на долгие годы. Предыдущий президент, опытный делец и политикан Петр Порошенко демонстрировал на этом поприще отличную технику исполнения, нынешний получает высокие оценки за артистизм.

Суть действий Киева остается все той же: "имитация", как пела "Машина времени".