31 декабря 2014, 07:00
Мнение
Регулирование ЖКХ

Новогодние сюрпризы ЖКХ

При всем старании у властей далеко не всегда получается обрадовать свой народ хотя бы к празднику. Внимания и средств в ЖКХ правительство направляет все больше, а результаты радуют все меньше

Сначала о хорошем: "Правительство пошло на беспрецедентный шаг: рост совокупного коммунального платежа для граждан до 2018 года включительно ограничен уровнем инфляции", - заявил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Но самое благостное на первый взгляд для граждан сообщение имеет, увы, и другие стороны медали.

Во-первых, платежи собственников квартир состоят из двух частей - 70-80% непосредственно за коммунальные услуги (свет, тепло, газ, вода), а остальное - за содержание общего имущества многоквартирного дома. Это важно различать еще и потому, что тарифы на коммуналку устанавливаются государством без какого-либо участия потребителя, но право определить тариф на содержание - полностью в руках собственников помещений. И только если они по лености или незнанию решения по такому тарифу не приняли, то им сверху спускается тариф муниципальный. Поэтому в правительстве резонно принимают общее для страны решение только о тарифах на коммуналку, но о других платежах скромно умалчивается.

Во-вторых, когда чиновник высокого ранга говорит о совокупных платежах, это уже несомненный прогресс, ибо ограничение роста тарифов на коммунальные услуги далеко не всегда автоматически ведет к аналогичному ограничению суммы платежа за все эти услуги. Есть немало механизмов, и все они утверждены тем же правительством, которые сильно влияют на цифры в графе "итого".

А именно эта строка и имеет самое большое значение для плательщика, других, как правило, он не видит. У профессионала сферы возникает только один глобальный вопрос: какое из постановлений правительства надо исполнять? Ведь ПП РФ от 16 апреля 2013 года № 344, например, предписывает увеличить с нового года нормативы потребления КУ на 10%, а с 1 июля - уже на 20% (это касается только домов без приборов учета), а ПП РФ от 22 июля 2013 года № 614 сулит увеличение тарифа за потребление электричества сверх социальной нормы. И оба эти постановления сильно противоречат нынешней благой вести: в рамках инфляции удержать совокупный платеж будет очень непросто. Хотя в руках нашей власти расширить и эти рамки. В последнее время тенденции к этому нам ярко демонстрирует Центробанк.

В-третьих, в платежном поручении с 2014 года (в Москве вводится с 2015 года) собственники жилья наблюдают еще одну строку - капитальный ремонт. К коммунальным услугам это, конечно, не относится, но на итоговую душещипательную сумму, несомненно, влияет, и опять-таки в сторону увеличения.

При всем старании у властей далеко не всегда получается обрадовать свой народ хотя бы к празднику. И объективно это сделать почти невозможно, сфера наша представляет собой очень сложное, многообразное и чересчур запущенное хозяйство.

Внимания и средств в отрасль правительство направляет все больше, а результаты радуют все меньше. Так, может, лучше набраться смелости и отпустить всю сферу целиком в рискованное, но оправданное экономическое плавание в стихии свободного рынка? Или на худой конец хотя бы привлечь профессиональную часть потребителей коммунальных услуг к процессу тарифообразования? А то странно получается: платим за услугу мы, но "танцуют девушку" совсем другие!

Только когда потребитель услуг (он же народ) на процессе утверждения тарифов будет иметь своих полномочных профессиональных представителей (заказчиков услуг), только тогда и спрос за сумму "итого" будет не с правительственного чиновника. А пока с Новым годом!

ИТОГИ ГОДА-2014: Изменение экономического климата в РФ

Жилищно-коммунальное хозяйство России: как снизить платежи при росте тарифов