Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Правила жизни предпринимателя

21 января 2015, 13:51 UTC+3 Рубин Юрий
© ТАСС/Артем Геодакян
Автор
Рубин Юрий Юрий Рубин Юрий Рубин
ректор Московского финансово-промышленного университета "Синергия", президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП)
Профайл автора

Введение секторальных санкций против России со стороны США и Евросоюза, а так же общее нестабильное экономическое положение страны, характерное для последнего времени, заставили наше государство иначе взглянуть на политику в отношении предпринимателей. Их нынешняя задача – укрепить национальную экономику, и власти обязаны грамотно мотивировать бизнесменов работать слаженно и качественно. Как же этого добиться? Мнения разделились: часть экспертов призывает тщательно регламентировать и регулировать частный бизнес, другие предлагают предоставить предпринимателям максимальную свободу и "отменить все правила".

Есть одно "но" - предпринимательство не должно и не может быть свободным. Ведение бизнеса подразумевает наличие набора обязательств в отношении конкурентов, потребителей, поставщиков и партнеров, которыми нельзя пренебречь.

Каков смысл идиом "свободная конкуренция" и "свобода предпринимательства"? "Свобода" в смысле "отсутствия правил, стандартов и регламентов" (то есть, в том смысле,  в котором ее воспринимает большинство), была характерна для эпохи дорыночного экономического уклада: человек сам организовывал свою деятельность, никому не подчиняясь и ни за что ни перед кем не отвечая. Это -  век господства натурального хозяйства, ориентированного на удовлетворение исключительно внутренних потребностей. Всем необходимым оно обеспечивало себя само: и средствами производства, и рабочей силой.  При таком раскладе не было нужды в существовании рынка. Дорыночный экономический уклад  сменился периодом расцвета античных рабовладельческих государств, феодализма и товарного производства - его отличительной чертой долгое время был принудительный труд людей низшего сословия. 

Итак, в первом случае человек, ведущий хозяйство, пользовался абсолютной свободой, но на подобной почве не могли существовать ни рынок, ни государство. Во втором случае рынок и государство сформировались, но предприниматель стал собственником чужой свободы.

В дальнейшем была создана новая экономика, слово "свобода" стало символом того, что отныне человек не имеет ни хозяина, ни привязки к земельному участку, и может самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Новые понятия о свободе и равенстве принесли миру "восьмидесятилетнюю  войну" в Нидерландах, Великую французскую революцию, Февральский переворот в России.

Человек стремится к свободе, но не терпит вседозволенности.  У каждого из нас есть внутренняя потребность в самореализации, и рано или поздно она дает о себе знать, толкает к развитию. Конечно, есть люди, которые не могут или не хотят принимать решения, не думают о том, как своими руками создать новые ценности, добиться успеха, прокормить семью. Но природа устанавливает свои законы, они предполагают наибольшую выживаемость для людей духовно сильных, самодостаточных, нацеленных на непрерывный внутренний и внешний рост. Предпринимательство – как раз один из способов достигнуть вершин по основным пунктам самореализации.

Но стремление человека к реализации может принять стихийный оборот: у каждого – своя правда, а это ведет к неминуемому столкновению интересов. В 19 веке во Франции была создана одна из самых продуктивных систем регулирования человеческих отношений – Гражданский Кодекс Наполеона.  Он собрал воедино и систематизировал множество источников гражданского права, обозначив прерогативы и обязанности участников гражданско-правовых отношений. Фактически, Кодекс содержал первые правила регуляции деятельности коммерсантов и предпринимателей, которым  пользуются во всем мире и сегодня. Одним из важных положений Кодекса стало обязательственное право. Оно призывало предпринимателя  соблюдать условия заключения договоров, быть честными по отношению к потребителю, к нанимаемым сотрудникам, по отношению друг к другу. Позже, в 1890 году, в США был принят Акт Шермана – первый антимонопольный закон, предусматривающий уголовную ответственность за создание трестов или вступление в сговор с такой целью.

В 21 веке писаных и неписаных «правил» для предпринимателя стало гораздо больше. Они охватывают, например, отношения между конкурентами: законодательство о защите конкуренции существует почти в каждой цивилизованной стране. Кроме того, законодательство регламентирует отношения между участниками рынка, агентами и контрагентами, защищает права потребителей, устанавливает нормы уплаты налогов… Вся эта обширная совокупность правил создает своего рода предпринимательскую конституцию.

Излюбленный прием властей – назначать "ведущих" производителей, "ведущих" поставщиков – не приводит к увеличению конкурентоспособности "отстающих", а только приносит им дополнительные убытки

Что же происходит со всеми этими "правилами" сейчас? Соединенные Штаты Америки активно распространяют в западном мире идею ожесточить санкционную политику против России и продолжать разрывать экономические контакты. Некоторые европейские страны подчиняются воле США, другие сохраняют нейтралитет, понимая, что отказ от экономических отношений с Россией – предприятие до смешного невыгодное. Это подтверждает история с задержкой поставки французских самолетов Мистраль: отказ в сотрудничестве со стороны Франции был бы чреват значительными убытками для обеих стран. Было нарушено одно из важнейших правил, действующих как на уровне локального бизнеса, так и на уровне мировых торговых отношений "заказчик-экспортер".  

Подобная "борьба без правил" не будет выходом из экономического кризиса. Но та система порядков, которая сегодня принимается в России в отношении предпринимателей, также не является эффективной. Достаточно шаткой мне представляется, например, система налогов и сборов: в нашей стране предприниматели делают обязательные отчисления в фонд медицинского страхования, в фонд занятости. С каждым днем бизнес облагается все новыми и новыми налогами; в настоящий момент принимается закон о дополнительных сборах с торговых предприятий.  Принесет ли это положительный результат? Прогнозировать сложно. К сожалению, малый бизнес в России сегодня еще не является полностью оформившейся структурой – как правило, подобные меры провоцируют предпринимателя искать возможности обойти закон и уклониться от налогов.

Последним осложняющим фактором в данном аспекте стала новая ключевая ставка по кредитам Центробанка. 17% вместо 10,5% - огромный скачок, для предпринимателя означающий потерю значительной суммы денег. Выгодными подобные условия не станут ни для кого, кроме валютных спекулянтов. В своих действиях Центробанк не может не учитывать положение крупнейших российских компаний: сильный обвал рубля может стать для них губительным, так как свои внешние долги они выплачивают в валюте. Но высокая процентная ставка, якобы, сдерживающая девальвацию рубля, ударит по малому и среднему бизнес: чем выше ставка, тем существенней будет сокращение кредитования, тем ниже будет потребительский спрос, сильней спад в экономике.

В этой ситуации существенно облегчат жизнь индивидуальным предпринимателям налоговые каникулы, которые продлятся, по установленным Госдумой срокам, с 2015 по 2020 год. Налоговая ставка в 0% будет распространяться на предпринимателей, которые осуществляют деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Эта реакция государства является абсолютно адекватной в сложившихся экономических условиях и, возможно, будут способствовать вовлечению в экономику лиц, которые сейчас осуществляют предпринимательскую деятельность неофициально.

Итак, на мой взгляд, правила для предпринимателей должны быть направлены не на ужесточение контроля над их деятельностью, но на поощрение добросовестной работы, расширение и технологическое совершенствование бизнеса. Предприниматель нуждается в том, чтобы его отношения с государством были прозрачными; он хочет видеть, что власти равно относятся к бизнесу любого уровня, не выказывают предпочтений, не создают любимчиков и не раздают привилегий.

Фактически, именно об этом мы услышали на ежегодной пресс-конференции Владимира Путина. Но помимо установления прозрачных схем в отношениях предпринимателя и государства, помещения малого и среднего бизнеса в комфортный "климат", помимо установления льгот и налоговых каникул, президент затронул еще одну очень важную для развития предпринимательства тему, которую аналитики и эксперты почему-то часто обходят стороной. А именно -  Путин подчеркнул необходимость как можно скорее вернуть капиталы российских бизнесменов, сосредоточенные в зарубежных банках, в Россию. В настоящий момент через оффшорные зоны заграницу выводятся огромные суммы денег, которые могли бы работать на благо нашей экономики. Для того, чтобы вернуть их обратно, необходимо, по моему мнению, не столько заставить, сколько мотивировать предпринимателя концентрировать капитал в России. Зависит это исключительно от уровня доверия бизнесмена к власти, а в нашей стране с этим, к сожалению, пока что непросто. Кроме того, одно дело вернуть деньги в страну, и совсем другое – не допустить, чтобы они утекли заграницу повторно.  Это будет еще сложнее: потребуется жесткая система фильтрации, не делающая ни для кого исключений, упорядоченная, честная работа законодательных и правоохранительных органов.

Помимо этого, в условиях экономического кризиса, когда предприниматель хочет работать, но не имеет возможности из-за неплатежеспособности потребителя, в руках государства обнаруживается мощный рычаг, способный помочь продвинуться среднему и крупному бизнесу. Этот рычаг – распределение госзаказов. Но схемы этого распределения почти всегда непрозрачны и несправедливы. В итоге госзаказ достается не предприятию, которое в нем нуждается, а предприятию, сумевшему обеспечить себя связи в верхах власти.

Другой аспект предпринимательства, нуждающийся в доработке, - защита конкуренции и антимонопольная политика. Попытки государства стимулировать конкуренцию между предприятиями пока не увенчались успехом. Излюбленный прием властей – назначать "ведущих" производителей, "ведущих" поставщиков – не приводит к увеличению конкурентоспособности "отстающих", а только приносит им дополнительные убытки. Само же определение "ведущий" зачастую отнюдь не подкреплено реальными заслугами.

Есть еще одна вещь, которую нам бы не мешало взять за правило. Это – освещение темы предпринимательства в СМИ. В СССР (с 1929 по 1986 гг.) предпринимательская деятельность была под запретом, но ощущение, что некоторые люди все еще связывают со словом "бизнес" что-то нелегальное, нечестное, коррумпированное, не покидает до сих пор. Возможно, пройдет еще много времени, прежде чем люди осознают, что деятельность предпринимателя связана с созданием новых ценностей, рабочих мест, выполнением обязательств перед обществом.

Необходимо ли в настоящих кризисных условиях менять правила для предпринимателей в России? Система прав и обязанностей предпринимателя должна совершенствоваться вне зависимости от точки экономического цикла или степени напряженности международных отношений. На сегодняшний день единственными российскими драйверами экономики являются именно предприниматели, и они нуждаются в таких «правилах», которые позволили бы им достойно сыграть эту роль.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться