28 сентября 2016, 10:16
Мнение
Развитие Дальнего Востока

Сахалин: остров парадоксов

Чем сегодня является остров — депрессивной территорией или регионом, привлекательным для инвестиций

Сахалин — самый далекий остров России. Сюда ссылали каторжан в царские времена, здесь же процветал рыбный промысел, развивались города. Из-за него воевали Россия и Япония, здесь проливали кровь русские моряки.

Чем сегодня является Сахалин — депрессивной территорией или регионом, привлекательным для инвестиций?

Лидер по инвестициям

Парадоксально, но факт. Остров наравне с Москвой вырвался в лидеры по привлечению иностранных инвестиций и стал стабильным профицитным наполнителем российского бюджета.

С учетом перспектив развития нефтегазовых проектов на Сахалине сегодня уже накоплены $47 млрд инвестиций, что составляет 10% в общероссийском масштабе. Большая часть инвестиций приходит на остров из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Сахалинская нефть (около 13 млн тонн в год) идет на экспорт в Южную Корею (58%), Японию (29%) и Китай (13%), увеличились поставки сжиженного природного газа (10 млн тонн в год) в Японию (81%), Южную Корею (16%) и Китай (2%).

На прошедшем в начале сентября втором Восточном экономическом форуме сахалинцы подписали с партнерами 17 соглашений на сумму 30 млрд рублей, которые будут вложены в развитие местного сельского хозяйства, туризма, транспорта, топливно-энергетического комплекса, торговли и рыбной отрасли (сахалинские рыбаки дают сегодня пятую часть улова лососевых на Дальнем Востоке).

Продуктами остров пока обеспечивает себя на 30%, завозя остальное с материка и от ближайших зарубежных соседей. Однако, по оценке экспертов, через 10 лет эта цифра будет доведена до 50%.

Что касается туризма, то в Южно-Сахалинске уже созданы прекрасные горнолыжные и слаломные трассы, в том числе и с искусственным снегом.

С учетом перспектив меняются и показатели социально-экономического развития. В 2015–2016 годах впервые за 25 лет был отмечен прирост местного населения как за счет опережающего роста рождаемости над смертностью, так и за счет увеличения иммиграционных потоков. Скоро в Сахалинской области будут отмечать рождение 500-тысячного жителя. Однако есть и вторая сторона медали.

Заброшенный север острова

Пока областные чиновники находятся лишь в стадии обсуждения проектов восстановления местной промышленности и портового хозяйства. Одна из главных проблем — логистика с учетом островной специфики.

Воздушное сообщение с материком налажено, ежедневные авиарейсы связывают Сахалин со столицей России и городами Дальнего Востока. Действуют льготные тарифы, например, авиабилет экономкласса на самолет "Аэрофлота" по маршруту Москва — Южно-Сахалинск — Москва стоит 20 тыс. рублей. Однако в связи с нередкими экстремальными погодными условиями затруднены полеты местной авиации на острова Курильской гряды.

Что касается дорожной инфраструктуры на острове, то развита она только в его южной части, которая фактически всю первую половину XX века находилась под оккупацией Японии. Как следствие, до сих пор железная дорога имеет узкую колею, не подходящую под российский стандарт. На севере острова железных и шоссейных дорог нет. Их заменяет обычная грунтовка. Большинство расположенных здесь городов депрессивны: по сравнению с советским периодом население в них сократилось в два раза.

Самый яркий пример — Александровск-Сахалинский, бывший в царское время каторжной столицей России, а в советский период до 1947 года — главным городом северной части острова. Сегодня сюда можно попасть только по грунтовой дороге. Городское население с начала 1990-х годов сократилось с 20 до 9 тыс. человек, а количество населенных пунктов районного подчинения — с 60 до 11. Город, обеспечивавший в годы войны фронт рыбой, лишился статуса порта. На его месте остались лишь развороченные каменные пакгаузы, возведенные в начале XX века дедом голливудского актера, лауреата премии "Оскар" Юла Бриннера (семья покинула Россию после революции). За исключением полдюжины магазинов, нет сегодня в Александровске ни одного предприятия общественного питания, тоскливо выглядят улицы с убогими деревянными домами. И подобные картинки встречаются по всему острову. Так что, куда приложить усилия и направить инвестиции, у чиновников большой выбор.

Сахалин может стать одним из самых привлекательных регионов России — и для туристов, и для инвесторов. Помимо природных богатств, здесь фантастически чистый воздух, уникальные пейзажи и очень добрые люди. Осталось только воплотить все планы в жизнь. Сахалин ждет.