Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Джими Хендрикс: гитара, изменившая мир

27 ноября 2017, 14:50 UTC+3 Баронин Всеволод
Джими Хендрикс, 1967 год

Джими Хендрикс, 1967 год

© Bruce Fleming/AP Images
Автор
Баронин Всеволод Всеволод Баронин Всеволод Баронин
Музыкальный эксперт, A&R-менеджер
Профайл автора

27 ноября исполняется 75 лет со дня рождения одного из величайших рок-гитаристов всех времен и народов Джими Хендрикса. Музыкальный обозреватель Всеволод Баронин рассказывает, почему это не просто великий музыкант, но человек, благодаря которому символом рок-музыки навечно стала электрогитара.

За свои неполные 28 лет земной жизни (даже более того, за четыре ее неполных последних года) он продемонстрировал миру, который на исходе 60-х было трудно чем-то удивить, что это такое — настоящий победный звук электрогитары, и значение этого инструмента не то что для рок-музыкальной культуры, а и для мировой культуры вообще.

Можно сколько угодно говорить о загадочности карьеры Джими и строить самые разные конспирологические теории относительно его безвременной кончины. Но на деле его молниеносная звездная карьера, поразившая современников, была соткана из двух составляющих: искреннего интереса к музыке и постоянному самосовершенствованию в ней и напряженной сценической и студийной работы.

ТАСС/Reuters

И все это — на базе вполне свежего, но еще не самого популярного в ту эпоху мифа о Великом Неизвестном Блюзовом Гитаристе. Вероятно, миф так и остался бы мифом и культом, но Джими повезло жить в незаурядную эпоху и общаться с незаурядными, под стать себе, музыкантами и деятелями шоу-бизнеса.

И все же, несмотря на правильное сочетание времени и места, самым лучшим и кратким образом описал Джими знаменитый джазовый трубач Майлз Дэвис: "Он был великим блюзовым гитаристом". Это очень важно — отделить Хендрикса от мифа о Хендриксе. Ведь значение его личности оказалось смазано ее причудливым осмыслением, столь характерным для 60-х и первой трети 70-х.

Странно, что Джими никогда не называли "атомным блюзменом", хотя такое звание ему очень подошло бы. Что ж, музыкальным символом той эпохи был рок, и только рок. Чуть ли не главная составляющая мифа о Джими — "он был неизвестной звездой, взявшейся из ниоткуда".

Это неправда. Просто о том, что у Джими вообще была успешная карьера музыканта-сайдмена, аккомпанировавшего американским звездам рок-н-ролла, соула и ритм-энд блюза, вспомнили лишь тогда, когда музыкант покинул этот мир.

Его новации были воистину революционны: тот звук перегруженной электрогитары, который мы сегодня знаем и любим, — почти целиком заслуга Джими, да и образ героического виртуоза придуман именно им

Группа The Isley Brothers, Литтл Ричард, Кертис Найт — за океаном это были громкие имена, но кого в ту пору мог интересовать даже и отличный музыкант, скромно стоявший на сцене во второй линии за спинами звезд? Ведь интерес к неизвестным гитаристам как раз и стал следствием молниеносной карьеры Джими!

Да, наш герой не был первопроходцем — первым звание "героя-гитариста" и просто "бога" заслужил британец Эрик Клэптон. Но Эрик в ту фантастическую эпоху никак не был сольным артистом — слава пришла к нему в группах Bluesbreakers и Cream. Плюс это были серьезные, "музыкантские", как выразились бы сейчас, составы.

Джими не то чтобы относился к музыке и ее исполнению несерьезно (достаточно оценить его технические новации в деле обработки гитарного звука), но жил с ней легко. Тем более что на сцене он был первоклассным шоуменом, понимавшим важность сценического образа. Но, чтобы родилась звезда, всегда необходимо внимание заинтересованных людей.

Настоящим первооткрывателем Джими стал бывший бас-гитарист британской группы The Animals Чэс Чэндлер. Опуская историю предыдущих контактов музыканта с большими людьми шоу-бизнеса, можно отметить, что гитаристу крупно повезло. Ведь Чэс стал не только наставником Джими в мире профессионалов и его первым менеджером, но и просто его добрым другом и советчиком.

Он помогал ему в разработке музыкальных идей и написании материала, а вскоре познакомил музыканта со звукорежиссером Эдди Крэмером, великолепный эмоциональный контакт с которым позволил Джими добиться столь впечатляющих новаций в студийном гитарном звуке.

При этом Джими вряд ли бы стал с такой скоростью рок-звездой мирового масштаба у себя на родине. В США в тот год, прямо как у нас во времена перестройки, у местных звезд в моде были якобы меткие и острые тексты, а никак не достойный уровень музицирования.

А Великобритания-1967 — конечно, законодатель глобальной рок-моды: из этой страны в мир явились The Beatles и The Rolling Stones, одного этого уже достаточно. Именно этот приход в США из Британии позволил Джими стать из совершенно неизвестного сайдмена за неполные три года не только самым высокооплачиваемым в мировом масштабе рокером, но и настоящим символом и богом рок-музыки.

Но и его новации были воистину революционны: тот звук перегруженной электрогитары, который мы сегодня знаем и любим, — почти целиком заслуга Джими, да и образ героического виртуоза придуман именно им. Не зря его исполнение гимна США The Star-Spangled Banner ("Звездно-полосатый флаг") было в свое время названо "величайшим моментом всех 60-х годов Америки".

Он точно не хотел и не собирался умирать. Но бесшабашность Джими, тяга к алкоголю и известным химическим субстанциям и вообще легкое отношение к жизни сделали свое черное дело. Как всегда, в жизни Джими сыграла свою роль случайность — проснись подруга музыканта чуть пораньше, и новатор был бы жив.

Джими и жил легко, и ушел от нас легко — но его наследие оказалось воистину неподъемным. Прежде всего потому, что, как уже говорилось, миф перевесил реальную личность, которой тем более нет в живых.

Джими вошел в историю как тот редкий музыкант, почти каждый шаг которого и 47 лет после его кончины стремятся запротоколировать как можно точнее, не говоря уж о написании подробных "биографий" каждой гитары, которая когда-либо попала в его руки.

И все же когда вы в очередной раз видите изображение гитары и усилителей, то помните — без Джими символом рок-н-ролла мог бы быть и микрофон. Ну а раз видите, то как бы и вспоминаете, и дань почтения отдаете: ведь музыкант жив до тех пор, пока жива его музыка, его записи и связанный с ним образный ряд. Джими смотрит на нас с небес и понимает, что с этим у него все в порядке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей расссылке!