19 января 2018, 09:27
Мнение
Ракетные запуски в КНДР

Японцы забывают о самоограничении и вспоминают о милитаризме

Япония кардинально меняет свою военную стратегию и отказывается от многих ограничений, которые наложила на себя после Второй мировой войны. Василий Головнин — о причинах и последствиях этих шагов

Япония кардинально меняет свою военную стратегию и последовательно отказывается от многих ограничений, которые сама на себя наложила после капитуляции во Второй мировой войне. Василий Головнин — о причинах и возможных последствиях того, что Токио присоединился к тренду милитаризации региона.

Патрульный самолет вооруженных сил Японии 10 января нынешнего года зафиксировал неизвестную подлодку, которая в погруженном состоянии совершала сложные маневры вдоль кромки территориальных вод страны у ее отдаленных островов в Восточно-Китайском море. Экстренное сообщение полетело в Токио, о его содержании немедленно доложили премьер-министру Синдзо Абэ. К зоне маневров таинственной субмарины были стянуты дополнительные самолеты слежения и боевой корабль ВМС, которые по своим методикам определили — подлодка китайская.

Последние сомнения исчезли, когда она сама всплыла прямо у территориальных вод Японии и гордо подняла над рубкой алый флаг КНР. В Токио после этого объявили, что у морской границы страны оперировала одна из самых новых атомных подлодок ВМС КНР класса "Шан", способная в том числе нести крылатые ракеты. Пекину заявили самый решительный протест в связи с "односторонним нагнетанием напряженности", а японские военные предположили, что Китай, видимо, решил сознательно продемонстрировать соседу свои возросшие военно-морские возможности. И одновременно провел проверку прочности японской противолодочной обороны.

Токио совершает поворот

Инцидент в Восточно-Китайском море, бесспорно, стал большим подарком для правительства премьер-министра Абэ, которое совершает сейчас небывалые в послевоенный период изменения в военной стратегии Токио. Речь идет не просто о переоснащении вооруженных сил, техника которых в период после окончания холодной войны заметно устарела из-за долгих лет сокращения оборонных расходов. Такой политике положил конец нынешний кабинет министров — при премьере Абэ военные ассигнования неуклонно растут: в текущем финансовом году они достигли $44 млрд, а в будущем поднимутся почти до $48 млрд. Тем самым Япония выйдет на уровень оборонных расходов ядерной Великобритании.

Закупки носят внушительный характер: будет, например, обновлен костяк ВВС, который составят 40 новейших американских боевых самолетов-невидимок пятого поколения F-35. Однако главное в другом — при нынешнем правительстве Токио последовательно отказывается от многих ограничений, которые сам на себя наложил после капитуляции во Второй мировой войне. Япония, например, отказывалась от наступательных вооружений — авианосцев и ракет, способных наносить удары по чужой территории. Она уклонялась от направления войск и ВМС на большие расстояния за пределы своей территории и территориальных вод, осторожно соглашаясь делать это только в составе миротворческих сил ООН или в ходе морских визитов вежливости.

Однако в декабре Токио объявил о намерении впервые в послевоенной истории получить настоящие наступательные вооружения, способные стать потенциалом первого удара. Речь идет о крылатых ракетах дальностью до 900 км, которыми оснастят самолеты ВВС. Есть сообщения о том, что самый крупный боевой корабль военно-морских сил страны вертолетоносец "Идзумо" превратят фактически в авианосец — изучается вопрос о том, чтобы оснастить его одной из модификаций упомянутого выше самолета F-35 c коротким разбегом и вертикальной посадкой. Наконец, на нынешней неделе военное ведомство Японии признало, что боевые корабли страны с конца прошлого года стали на регулярной основе заниматься дальним патрулированием, в том числе в Желтом море между Китаем и Корейским полуостровом, куда даже американские ВМС предпочитают не углубляться, чтобы не раздражать Пекин.

Удар по базам Пхеньяна?

Такие шаги предпринимаются, конечно, в первую очередь из-за небывалого роста напряженности в регионе, вызванного действиями КНДР. Весь прошлый год она непрерывно и все более успешно испытывала различные типы баллистических ракет, включая прототипы межконтинентальных. Несколько раз они безнаказанно проносились над японской территорией, вызывая ужас у местных жителей.

В декабре Токио объявил о намерении впервые в послевоенной истории получить настоящие наступательные вооружения, способные стать потенциалом первого удара. Такие шаги предпринимаются, конечно, в первую очередь из-за небывалого роста напряженности в регионе, вызванного действиями КНДР

На неофициальном уровне в Токио говорят о том, что закупаемыми сейчас крылатыми ракетами большой дальности можно будет нанести удар по военным базам Пхеньяна в случае чрезвычайных обстоятельств. Начало дальнего морского патрулирования также связано с КНДР: японские корабли должны, как утверждается, препятствовать попыткам контрабандой провозить на север Кореи нефть и нефтепродукты, поставки которых официально резко сокращены из-за крайне жестких санкций со стороны Совета Безопасности ООН.

Резкое укрепление потенциала Токио в сфере ПРО также объясняется необходимостью защититься от Пхеньяна. Япония уже имеет немалые возможности в этой области: четыре корабля с системами, способными сбивать баллистические ракеты противника за пределами земной атмосферы. На земле — порядка 30 мобильных комплексов ПРО Patriot PAC-3 относительно небольшой дальности. Число кораблей вскоре доведут до восьми, а дальность мобильных систем повысят. Но главное — это предстоящее к 2023 году развертывание на севере и юго-востоке главного японского острова Хонсю двух грандиозных наземных комплексов американского производства Aegis Ashore ценой по миллиарду долларов каждый. По идее, они должны прикрыть от ракет Пхеньяна всю территорию Японии. Однако речь при этом идет не только о КНДР.

Говорим о Пхеньяне, думаем о России и Китае

В Токио уже уведомили, что Aegis Ashore снабдят возможностью сбивать как баллистические, так и крылатые ракеты, которых у Пхеньяна нет. ​Технически, как говорил корреспонденту ТАСС японский военный эксперт Ю Коидзуми, эта система способна перехватывать даже ракеты российских противокорабельных комплексов "Бал" и "Бастион", которые размещены на южной части Курил, однако она развертывается явно не для этого.

Куда больше, как отмечают в Токио, японское военное ведомство заботят российские и китайские крылатые ракеты класса "воздух — земля", дальность которых оценивают соответственно в 4,5 тыс. и 1,5 тыс. км. В настоящее время Японии им нечего противопоставить, и Aegis Ashore, по замыслу оборонного ведомства, призваны восполнить этот пробел. 

Уже в 2018 году Токио получит пробную партию американских противоракет SM-6 для этих наземных комплексов. Они предназначены для перехвата самого широкого круга воздушных целей, включая крылатые ракеты разных систем.  

Пекин и Москва настойчиво протестуют против размещения в Японии наземных Aegis Ashore, которые до сих пор в рамках сил НАТО и под управлением американских специалистов были развернуты только в Румынии, а в этом году появятся в Польше. Россия считает это частью глобальных попыток окружения ее крайне эффективными системами ПРО, способными нейтрализовать часть военного потенциала РФ. Можно предположить, что на развертывание Aegis Ashore на Дальнем Востоке будет дан ответ, что, разумеется, добавит остроты и без того непростой ситуации в регионе.