31 августа 2018, 13:25
Мнение

Уроки французского. Как школьники Парижа остались без мобильной связи в новом учебном году

Дмитрий Горохов — о том, какие еще изменения произошли в жизни французских школьников и их родителей

В первый понедельник сентября школьники Франции начнут новый учебный год с того, что забудут дома мобильный телефон. Теперь он в школе запрещен. Это мини-революция в одной из самых "мобилизованных" стран в мире.

Вот сцена из жизни, которая поразила воображение известного кинорежиссера. Он рассказал, как отправился в ресторан позавтракать с дочерью. На протяжении всего завтрака юная парижанка не поднимала глаз от смартфона. "Мне пришлось тогда взять свой телефон и отправить ей sms: "Дорогая, ты не забыла, что я сижу напротив?" — поведал раздосадованный мэтр.

Согласно данным социологов, восемь из десяти французских школьников в возрасте от 13 до 18 лет владеют мобильным телефоном и далеко не все, разумеется, одобрили запрет, санкционированный парламентом 30 июля.

Общественная критика 

На сайте Normandie (Нормандия), например, вердикт не замедлил вызвать голоса критики и сомнения.

"Представьте себе собственную реакцию, когда вы видите, как депутаты в зале заседаний палаты углубились в электронные игры и вполуха слушают предлагаемые с трибуны проекты законов", — посетовал блогер Франк Бор. Он предложил запретить мобильники в самом Национальном собрании (нижней палате парламента), поддержавшем запрет

"То, что у детей есть мобильник, гарантирует им возможность быстро вступить в контакт с родителями, — считает социолог Кати Вивьен. — Большинство младших школьников используют мобильники, чтобы предупредить домашних о времени своего возвращения из школы".

Чтобы понять соотношение голосов "за" и "против", был проведен блиц-опрос. Вот итоги этой экспресс-анкеты, в которой приняли участие 688 посетителей сайта: за — 541, против — 149.

Директор школы в Авероне на юге Франции Жан-Нэль Таше принадлежит к числу сторонников закона. Он издал специальный приказ, чтобы обеспечить его выполнение: "До сих пор мобильные телефоны были запрещены в классе, но разрешены в школьном дворе во время перемены. Теперь он должен быть выключен и храниться отдельно все время".

Директор признает, что использование телефонов вызвало напряжение между взрослыми и подростками. "Закон хорош тем, что расставляет все по местам", — заметил он.

"Закон ничего не меняет", — считает Жерар Эн, возглавляющий школу в департаменте Луары на востоке Франции, где пользование смартфонами уже было запрещено до принятия нового акта.

Привилегия лицеистов

Во имя объективности следует признать, что в школе использование мобильных уже и раньше было частично ограничено. Но пользоваться ими запрещалось только в классе.

С 1 сентября они оказались под тотальным запретом на всей школьной территории. Нарушителей ожидает целый список наказаний — от замечания до временного исключения из школы. Отныне мобильная связь — привилегия лицеистов, которым уже исполнилось 15 лет.

"Мобильные телефоны отвлекают самих учеников, мешают их товарищам и нарушают спокойную атмосферу, необходимую для работы в классе", — объясняют реформу представители правительства. Идея принадлежит лично президенту Французской Республики Эмманюэлю Макрону, выступившему с этой инициативой еще во время своей предвыборной кампании в минувшем году. Сразу после победы на выборах он объявил сферу образования одним из своих главных приоритетов.

Можно было бы ожидать, что профессиональный воспитатель менеджеров займется на министерском посту экономическим образованием французских школьников или проверкой знаний математики, но он решил: сейчас самое важное — учить их ораторскому искусству. По инициативе министра школа, ставившая в новейшую эпоху во главу угла письмо, счет и чтение, теперь уделит внимание устной речи. Так, выпускникам придется держать большой экзамен по красноречию

Проекты 40-летнего главы французского государства в области образования реализует непосредственный куратор школ Жан-Мишель Бланкер. Он — 33-й министр просвещения со времени основания Пятой республики генералом Шарлем де Голлем, и, по мнению многих, наиболее подготовленный к своим обязанностям.

Вряд ли кто еще так глубоко знает сферу образования, как 53-летний Бланкер. Прежде он руководил Высшей школой экономических и коммерческих наук (ESSEC) — одной из "трех парижанок", как называют в обиходе ведущие экономические университеты французской столицы.

Французское красноречие

Можно было бы ожидать, что профессиональный воспитатель менеджеров займется на министерском посту экономическим образованием французских школьников или проверкой знаний математики, но он решил: сейчас самое важное — учить их ораторскому искусству. По инициативе министра школа, ставившая в новейшую эпоху во главу угла письмо, счет и чтение, теперь уделит внимание устной речи. Так, выпускникам придется держать большой экзамен по красноречию.

Элоквенция — красноречие — не впервые в истории приходит в лицеи. В середине восемнадцатого столетия эта дисциплина считалась весьма важной, и в классах штудировали великих ораторов. В последующем развитии событий, по крайней мере, отчасти виноваты журналисты. Двадцатый век, отмеченный бурным распространением прессы и ростом ее тиражей, изменил парадигму: теперь, чтобы быть услышанным, необходимо было писать, а не говорить.

Во французские школы вернется и хоровое пение. Как считают специалисты, оно способствует изучению иностранных языков и развивает чувство уверенности в себе

В итоге, сетуют педагоги, современные школьники умеют читать, писать, считать, рассуждать, но не умеют говорить, тогда как в профессии им придется изъясняться устно. Пока же нередко даже у доброжелательных учителей их подопечные не решаются взять слово. Школьники считают, что должны говорить только в том случае, если знают правильный ответ.

Но надо рисковать, ведь на ошибках учатся, считает педагог красноречия Жаклин д'Ормессон.

"Другая особенность французов — мы слишком критичны друг к другу, — признал на страницах журнала Télérama ее коллега Стефан де Фрейтас. — И тон в разговоре быстро повышается". По мнению наставника, на уроках необходимо учить вести спор, не перебивая друг друга и не забывая о том, чтобы сохранять взаимное уважение. "Ораторское искусство — это школа цивилизованной дискуссии", — говорит эксперт.

Во французские школы вернется и хоровое пение. Как считают специалисты, оно способствует изучению иностранных языков и развивает чувство уверенности в себе.

Школьная форма четыре дня в неделю

В некоторых регионах Франции собираются ввести школьную форму, украшенную локальной символикой, чтобы отдать дань местному патриотизму. Дискуссии на этот счет идут уже не первый год. Будучи кандидатом в президенты, Макрон обещал подумать над целесообразностью введения школьной формы.

В итоге ритм учебной жизни изменится в третий раз за последние десять лет, ведь при предшественниках Макрона неделя уже менялась. Так, Николя Саркози, правивший в 2007–2012 годах, ввел четырехдневную неделю, а сменивший его в Елисейском дворце Франсуа Олланд, известный своей склонностью к половинчатым решениям, посчитал оптимальным сроком "четыре с половиной дня"

Год спустя шесть из каждых десяти французов (63% населения страны) высказали к проекту положительное отношение. Большинство считают, что школьную форму могли бы носить ученики начальной школы и "коллежа" (ступень, соответствующая во Франции пятому-восьмому классам российской школы).

Реализуется и другая президентская инициатива. Школам, которые этого захотят, позволено вернуться к четырехдневной неделе. В итоге ритм учебной жизни изменится в третий раз за последние десять лет, ведь при предшественниках Макрона неделя уже менялась.

Так, Николя Саркози, правивший в 2007−2012 годах, ввел четырехдневную неделю, а сменивший его в Елисейском дворце Франсуа Олланд, известный своей склонностью к половинчатым решениям, посчитал оптимальным сроком "четыре с половиной дня".

При Макроне муниципальные власти получили теперь возможность вместе со школами самостоятельно определять график учебной недели (при сохранении, разумеется, общего количества учебных часов). Этот принцип, кажется, пришелся по душе и школам, и мэрам.