Ученые Портсмутского университета разрабатывают роботов, которые будут помогать детям с аутизмом развивать навыки социального взаимодействия, такие как последовательность действий, подражание и совместное внимание. Предыдущие исследования показали, что дети с расстройствами аутистического спектра охотнее идут на контакт с роботами, чем с людьми, так как поведение роботов просто и предсказуемо. Однако до сих пор роботы NAO и Probo, с которыми ученые работают для взаимодействия с детьми, дистанционно управлялись врачом, что требовало больших временных затрат и человеческих ресурсов. Для решения этой задачи исследователи решили создать автономного робота. О работе ученых рассказал портал Phys.org.
Созданием робота, который не требует вмешательства терапевта, занимается проект DREAM (от англ. "мечта", аббревиатура образована от полного названия проекта "Разработка улучшенной роботерапии для детей с аутизмом" - Development of Robot-Enhanced therapy for children with Autism).
Автономно работающий робот сможет освободить время врача для наблюдения за ребенком и совершенствования терапии. Кроме того, искусственный интеллект DREAM может использоваться для сбора данных и диагностики. Он должен научиться распознавать жесты, взгляд, выражение лица, голос и другие звуки, а также понимать, что делает ребенок, для того чтобы лучше с ним взаимодействовать.
Предметом изучения исследователей также являются стратегии взаимодействия между роботами и детьми. Кроме того, ученые стремятся выяснить степень возможного доверия детей с аутизмом и их родителей к роботам.
У команды есть хороший опыт в обработке данных, получаемых от различных датчиков, в особенности от многокамерных систем и осязательных сенсоров. Они создали "умную систему", состоящую из робота NAO, набора камер Microsoft Kinect и камер высокого разрешения, которые отслеживают мимику ребенка, его движения и взаимодействие с роботом.
Как надеются ученые, эта технология сбора информации будет способствовать улучшению диагностики и лечения расстройств аутистического спектра, вытеснив нынешние трудоемкие методики, включая письменные тесты или неавтоматический анализ видео.
Следующий этап проекта - исследование 40 детей с расстройствами аутистического спектра в Университете Бабеш-Бойяи (Румыния). Половина из них будет проходить роботизированную терапию, другая половина - стандартную, что позволит оценить результаты программы.
По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, каждый 88-й ребенок рождается с расстройством аутистического спектра. Признаки аутизма проявляются в первые два года жизни ребенка. Расстройство связывают с генетическими нарушениями, однако до сих пор не установлено, является ли оно результатом определенной комбинации генов или редких мутаций.
О заболевании
Людей с расстройствами аутистического спектра объединяют такие особенности, как избегание социального взаимодействия, трудности при вербальной и невербальной коммуникации (словесном и несловесном общении), ограниченный спектр активностей и интересов, сложности при усвоении новой информации, непереносимость определенных звуков, запахов или ситуаций.
Сейчас не существует точных характеристик аутизма, как и медикаментов, которые могут его излечить, однако существуют методики обучения, которые позволяют людям с аутизмом полноценно жить в обществе, получать профессию и взаимодействовать с другими людьми.
Материал предоставлен проектом "+1".