Американские исследователи из Технологического института Джорджии, Университета Дьюка и Университета Эмори оценили уровень опасности, которой подвергается водитель в течение часов наибольшей загрузки магистралей, вдыхая воздух в салоне автомобиля. Об их работе рассказал Phys.org.
"Мы обнаружили, что люди подвергаются двойному риску для здоровья во время часов пик, - прокомментировал Майкл Бергин, профессор гражданской и экологической инженерии в Университете Дьюка. - Если эти вещества так вредны, как считают многие ученые, автовладельцы должны серьезно пересмотреть свой график вождения".
Большинство существующих датчиков загрязненности воздуха расположены вдоль дорог и сообщают наблюдателям средний результат за 24 часа. Однако они не могут зафиксировать краткосрочных изменений в составе воздуха, вызываемых пробками на дорогах и природно-климатическими условиями. В отдельные часы содержание твердых частиц и других вредных веществ в воздухе может сильно превышать среднесуточный результат, что может отрицательно влиять на здоровье находящегося в дороге человека.
Ученые разработали специальный прибор и поместили его на пассажирское сиденье автомобиля, чтобы в течение поездки измерять загрязненность воздуха, которым дышит водитель. Особенность устройства заключается в том, что оно пропускает сквозь себя воздух примерно в том же темпе, что и легкие человека, анализируя его состав в режиме реального времени. Измерения проводились в ходе 60 выездов на 30 автомобилях. Одни водители передвигались по шоссе, другие стояли в пробках в центральной части Атланты.
Было установлено, что в часы пик содержание твердых частиц в салоне вдвое превысило показатели дорожных датчиков. Также в воздухе салона содержалось вдвое больше активных форм кислорода, вызывающих оксидативный стресс - совокупность опасных для здоровья окислительных процессов в организме, которые приводят к раковым, сердечно-сосудистым и нейродегенеративным заболеваниям.
Активные формы кислорода (некоторые производные кислорода, так называемые реактивные формы) высокотоксичны и считаются очень агрессивными. Они запускают окислительные процессы, повреждающие и даже уничтожающие клетки.
Оксидативный стресс приводит к повреждению наиболее важных для живого организма полимеров - нуклеиновых кислот, белков и липидов. В ДНК активные формы кислорода вызывают окисление оснований, разрывы и модификации цепей, что, в свою очередь, приводит к мутациям, вызывающим либо гибель клеток, либо их злокачественное перерождение. С окислительными процессами связывают не только рак, но также синдром хронической усталости, болезни Паркинсона и Альцгеймера, воспалительные процессы и аутизм.
"Можно долго спорить о том, какие виды загрязнения наиболее опасны и что их такими делает, - заявил Бергин. - Суть в том, что находиться за рулем в час пик еще хуже, чем мы думали".
"Я считаю, что в этом следует винить неудачное городское планирование, - сказал Роби Гринвальд, ассистент кафедры медицинской экологии в Университете Джорджии. - В случае города Атланты плохое качество воздуха на шоссе вызвано тем, что в городской агломерации живут 6 млн человек и добраться к месту работы, учебы или просто в магазин они могут только на автомобиле. Автоцентричное транспортное планирование не подходит городам такого размера, и это еще один пример того, как уличные пробки могут отрицательно влиять на здоровье".
Материал предоставлен проектом "+1".