Новое исследование, проведенное учеными Пенсильванского университета (США) и Массачусетского технологического института (MIT, США), показывает, что с изменением климата можно бороться даже на местном уровне - путем работы с жилищным фондом. Хотя, как отмечают ученые, старые города, такие как Бостон или Филадельфия, менее подвижны в отношении своего жилфонда, чем быстрорастущие города "Солнечного пояса" (штатов, расположенных на юге и юге-западе США), такие как Хьюстон и Финикс. Об исследовании "Пересечение жилых и транспортных выбросов СО2", опубликованном в научном журнале Journal of Planning Education and Research, сообщил портал Phys.org.
"Наша идея заключается в том, что города могут многое сделать на местном уровне", - говорит Дэвид Хсу (David Hsu), доцент кафедры урбанистики и планирования MIT, один из соавторов работы.
Для проведения исследования ученые рассмотрели экономические, экологические и демографические данные об 11 крупных городах США (Атланте, Бостоне, Чикаго, Кливленде, Денвере, Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Майами, Филадельфии, Финиксе и Сиэтле) и разработали модели прогнозирования выбросов на период до 2030 г., основанные на различных сценариях. При базовом сценарии характеристики жилья оставались прежними, прочие варианты развития событий включали внедрение новых энергоэффективных строительных стандартов, строительство домов, рассчитанных на большее число семей, и модернизацию домов для экономии энергии.
Выяснилось, что при соблюдении требований повышения энергоэффективности для вновь построенных домов к 2030 г. объем выбросов жилых помещений сократится в среднем на 6%. Включение в эти требования вторичного рынка жилья, подлежащего модернизации, даст еще 19-процентное сокращение выбросов.
При этом увеличение плотности жилья "фактически не принесет дополнительных выгод с точки зрения сокращения потребления энергии в жилых помещениях и выбросов CO2", говорится в документе. "Перемещение людей в многоквартирные здания - это то, что планировщики всегда хотели сделать, но на самом деле это вовсе не так эффективно, как они думают", - подчеркивает Хсу.
Главной причиной этого исследователи называют сокращение различий в энергоэффективности между большими односемейными и многоквартирными домами.
Транспортные выбросы
Исследователи также смоделировали рост городских выбросов на период до 2030 г. в отношении транспортных перевозок. Они оценили базовый сценарий, при котором нынешние условия фактически не изменяются, а также несколько альтернативных сценариев, при которых общая протяженность пробега транспортных средств варьируется из-за увеличения использования массового транзита и изменения плотности жилья.
В результате исследователи пришли к выводу, что к 2030 г. федеральный мандат, повышающий топливную эффективность транспортного средства до 54,5 мили за галлон (87,7 км за 4,55 л), сократит объем автомобильных выбросов в 11 городах на 38% без дополнительных программ и на 46%, если города примут надежную политику в области транзита и плотности.
Прогноз может быть уточнен
Исследование основано на моделировании, и, как признают ученые, изменяющиеся обстоятельства могут скорректировать прогнозы. Например, быстрая электрификация автопарка "может существенно сократить количество выбросов".
Кроме того, нужно иметь в виду, что средние эффекты, выявленные в 11 городах, существенно различаются. Обязательство повысить энергоэффективность вновь построенных домов позволило бы сократить выбросы в жилых помещениях на 10-13% в Хьюстоне и Финиксе, но только на 3-5% - в Бостоне, Чикаго, Кливленде и Филадельфии.
Размер возможного сокращения выбросов в любом городском районе также зависит от уже существующих уровней. Кливленд и Денвер, которые в значительной степени используют угольные электростанции, имеют самые высокие показатели выбросов на единицу произведенной энергии: 34,3 и 32,7 кг выбросов углекислого газа на миллион BTU (единица измерения тепловой энергии в английской системе мер) соответственно. Лос-Анджелес же производит только 10,7 кг выбросов двуокиси углерода на миллион BTU. По мнению Хсу, каждому городу предстоит найти свой собственный путь к чистому энергетическому будущему.
Энергосбережение в мире и в России
Международное энергетическое агентство (МЭА) подготовило 25 рекомендаций по повышению энергоэффективности национальных экономик. В случае их реализации к 2030 г. во всем мире будет достигнуто ориентировочно 25-процентное сокращение выбросов углекислого газа.
По оценкам МЭА, сокращение выбросов углекислого газа на 9 млрд т к 2030 г. будет достигнуто на 25% за счет повышения энергоэффективности зданий и сооружений, на 10% - за счет повышения энергоэффективности оборудования, на 5% - освещения, на 39% - транспорта и логистики, на 31% - промышленности. Таким образом, энергоэффективность рассматривается не только как способ снизить энергоемкость мировой экономики, но и как ключ ко всеобъемлющему устойчивому развитию и мощная мера борьбы с глобальным потеплением.
В России в настоящее время идет активный процесс изменения законодательства в сфере теплоснабжения. Недавно был опубликован Федеральный закон от 29 июня 2017 г. № 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения". Закон меняет систему регулирования в области тарифообразования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя.
Ожидается, что одобренные изменения дадут толчок реформе отрасли теплоснабжения и станут дополнительным стимулом для привлечения инвестиций в модернизацию инфраструктуры. Появятся ценовые зоны, внутри которых за теплоснабжение будут отвечать единые теплоснабжающие организации (ЕТО). ЕТО будут реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, отвечать за качество предоставления услуг и устанавливать максимально допустимые перерывы в обеспечении тепловой энергией.
Материал предоставлен проектом "+1".