27 декабря 2017, 15:02

Пакистанские старейшины требуют от правительства считаться с небольшими общинами

Принятие решений, касающихся устройства территорий, без участия проживающих там общин приводит к лишению людей средств к существованию

В Пакистане на отдельных территориях проживают множество общин, которые длительное время занимались традиционными промыслами. Когда на государственном уровне принимаются решения, касающиеся занимаемых этими общинами территорий, с их членами не советуются и даже не предупреждают о нововведениях. После этого часто жизнь общины прекращается. Об этой проблеме на примере общины деревни Гаркано (community of Gharkano village) рассказывает пакистанская газета The News International.

Гаркано (провинция Синд, южная часть Пакистана) - одна из десяти деревень, расположенных на островах озера Манчар и представляющих собой жилые лодки. Поселение в 200 семей, известное как "перемещающиеся семьи на озере Манчар" (moving families in Manchar Lake), в течение года, за исключением сезона наводнений, перемещалось каждые 2-3 месяца с одного острова на другой, загружая выловленную рыбу на небольшие суда. На островах пакистанцы жили в самодельных жилищах, некоторые семьи разводили скот. Ремесленницы общины изготавливали из водных растений коврики, плели корзины, которые продавали на рынке, внося таким образом свой вклад в доход своих семей. Такой уклад не менялся на протяжении жизни многих поколений.

Манчар, крупнейшее пресноводное озеро Пакистана, имеет два основных источника воды. В основном оно питается за счет ежегодных дождей и разливов реки Инд. В прошлом здесь было много видов рыбы и пышная зеленая растительность, которая привлекала птиц - и местных, и мигрирующих.

Судьбоносное решение

Впервые деревня Гаркано была перенесена на берег в 1996 г. - после запуска в 1992-1993 гг. программы дренажного водоотвода Right Bank Outfall Drain (RBOD). По программе RBOD Манчар решили использовать в качестве водохранилища для сельского хозяйства, для чего в озеро стали подавать минерализованную соленую воду. Проект был разработан исходя из предположения, что частые дожди и наводнения смогут очистить засоление и загрязнение. В результате вода в озере стала солоноватой, что привело к его заболачиванию, произошло затопление нескольких островов. Просчет привел к потере средств к существованию и безработице жителей Гаркано. 20 лет спустя деревенские семьи продолжают жить во временных жилищах вдоль берега, будучи не в состоянии изменить свой образ жизни.

"Мы никогда не представляли себе, что можем остаться без воды и работы, - говорит Сиддике Маллах (Siddique Mallah), старейшина общины. - Мы водное сообщество, живем и получаем средства к существованию из воды".

Сиддике, отец троих сыновей, говорит, что его общине принадлежит около 50 небольших лодок, закрепленных вдоль берега, на которых теперь базируется деревня. "Все работающие в нашей общине покинули это озеро и присоединились к морским рыболовным судам в Карачи в районе Белуджистана, - добавляет он. - Они часто возвращаются домой и отдают то, что заработали, своим семьям".

Активист общины Пьяро Маллах (Pyaro Mallah) считает, что загрязнение воды в озере привело к снижению количества рыбы и истощению естественной растительности.

Некоторые изолированные семьи Гаркано продолжают жить в лодках на воде, сохраняя традиции и надеясь вернуться к прежней жизни и возобновить традиционные ремесла. Женщины занимаются производством рыболовных сетей и поставкой продуктов населению общины. Ранее здесь не существовало понятия коммерческого рыболовства и использования вредных сетей. Однако растущая коммерциализация внутренних водных источников лишает большое количество женщин традиционных источников средств к существованию.

Старейшины общины критикуют политику правительства по запуску крупных проектов, в обсуждении которых сами общины не принимают участия, так как подобные решения лишают местных жителей средств и условий существования.

Материал предоставлен проектом "+1".