Добавленная стоимость российского производства: сделать следующий шаг вперед

Алексей Филиппов/ ТАСС, архив

Результаты анализа, полученные за несколько последних лет, свидетельствуют, что для большинства крупных компаний РФ характерна отрицательная экономическая добавленная стоимость

XX ПМЭФ проходит на фоне поиска Россией новой модели экономического развития. Об оценках экономической добавленной стоимости на российских предприятиях - в материале эксперта РАНХиГС, предоставленном ТАСС.

Экономическая добавленная стоимость (или экономическая прибыль) применяется в качестве оценочного критерия уже не одно десятилетие. Несколько сот предприятий в мире пытаются улучшить свои оценки с помощью данного показателя.

Основным измерителем экономической добавленной стоимости служит в большинстве случаев показатель EVA (economic value added), с помощью которого производится оценка ценности одного периода, то есть одного финансового года. Если по итогам года EVA больше нуля, ситуация на предприятии благополучна вполне, поскольку это предприятие создает ценность.

Если экономическая прибыль меньше нуля, ценность разрушается и менеджерам нужно бить тревогу. Справедливости ради отметим, что измерителей экономической добавленной стоимости в практике финансового менеджмента очень много, однако лидирующую роль, несмотря ни на что, играет показатель EVA.

Результаты анализа

Вот уже на протяжении десяти лет в Высшей школе финансов и менеджмента РАНХиГС проводится аналитическая работа по изучению динамики экономической добавленной стоимости на российских предприятиях. Среди них предприятия промышленности, транспорта, сферы услуг и торговли. Они представляют собой крупный бизнес (например, компании "Аэрофлот", "Лукойл", "Росатом", "Трансаэро", UTair и др.) и средний бизнес (заводы-производители). Проходит финансовую диагностику и малый бизнес, однако его результаты обладают значительной спецификой и пока не могут подвергаться обобщениям.

Результаты анализа, полученные за несколько последних лет, свидетельствуют о том, что для большинства крупных компаний характерна отрицательная экономическая добавленная стоимость. Иначе говоря, подавляющее число компаний, обладающих большими объемами и высокой численностью занятых, разрушают свою ценность.

Причин тому много. Некоторые компании активно занимаются инвестиционной деятельностью, вкладывая средства в проекты. В первые годы инвестиции отнимают много средств, дают отрицательную величину экономической прибыли, однако через четыре-пять лет рыночная добавленная стоимость положительна. И это говорит о поступательном развитии компании.

Другие причины отрицательной EVA гораздо менее оптимистичны. Если посмотреть на формулу EVА, то очевидным становится тот факт, что главная причина отрицательной экономической прибыли заключается в отрицательной разнице между операционной доходностью и средневзвешенной стоимостью капитала. Если повлиять на величину средневзвешенной стоимости капитала трудно, тем более в нынешних условиях, то оказать действенное влияние на операционную доходность, повысив этот показатель до необходимого уровня, представляется возможным. Правда, упирается данное стремление в качественный и эффективный финансовый и операционный менеджмент.

Иная ситуация складывается с экономической добавленной стоимостью в среднем бизнесе. Здесь положение компаний существенно более устойчивое, и EVA в большинстве случаев положительна. Однако и здесь существует нелегкая проблема. Производительные предприятия среднего размера, по сути, делают все грамотно, добиваясь устойчивости в развитии: стараются не брать взаймы, опираются на собственный капитал в финансировании, не злоупотребляют дивидендами, норму накопления устанавливают в размере 100 процентов. В то же время при ближайшем рассмотрении оказывается, что темпы устойчивого роста этих предприятий превышают те, которые определяют их реальную скорость роста. Суть в том, что эти предприятия недоиспользуют свой экономический и финансовый потенциал. Одна из причин создавшегося положения - дорогие кредиты и высокие финансовые риски, которые средний бизнес брать боится. Как следствие, он упирается в ограничение своего дальнейшего роста.

Елена Николаевна Лобанова, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности, декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС. 

Теги:
ПМЭФ-2016