Ключевые выводы
Проектный подход — механизм повышения эффективности нацпроектов
«Когда мы говорим о нацпроектах, это продолжение тех проектных подходов, которые мы начали в Правительстве реализовывать пару лет назад. Здесь четко определены цели, они не размазаны по 30−50 задачам, как это было в госпрограммах. <…> Это четкий объем ресурсов и контроль за их исполнением. <…> Считаем, что это должно выстрелить в этот раз», — Антон Силуанов, первый зампредседателя Правительства Р. Ф. — министр финансов РФ.
«Именно такой комплексный охват нацпроектов — <…> новый подход в проектном управлении. Нацпроект, с одной стороны, — структурный проект, а с другой, охватывает целый ряд финансовых ресурсов, которые сегодня разрознены, распределены по отдельным направлениям бюджетных расходов. <…> Безусловно, будут задействованы реформы, которые необходимо будет провести в целом ряде областей, будут задействованы ресурсы региональные и возможности регионов, будут задействованы и институциональные решения», — Антон Силуанов.
Проектный подход требует гибкого управления и контроля
«Проектное финансирование и вообще проектный подход — это не только управленческий подход, он связан и с тем, как расходуются по проектам финансы. Это достаточно часто более гибкое управление финансами. <…> Большой вопрос встает, кто будет центром, кто будет проводником внедрения всех новых методов. Мы все очень боимся, что останется только проектное управление», — Мария Шклярук, вице-президент Центра стратегических разработок.
«Мы начинали в Минтранспорте реализовывать приоритетный проект „Безопасные дороги“. За прошлый год своей реализации он показал достаточно серьезный успех. Он был в тройке лидеров по узнаваемости, по эффективности, как его оценивали наши граждане. <…> Уверяю вас, если проект, который инициирован на федеральном уровне, но рассчитан на регионы, не будет подталкиваться сверху, ничего не будет. <…> это набор инициатив, набор решений, которые регионом тиражируются», — Евгений Дитрих, министр транспорта РФ.
Цифровизация — путь к повышению эффективности госуправления
«Нам нужно ряд функций соединить, чтобы было меньше самих таких функций, таких диалогов. На этом пути, я уверен, мы сократим количество госфункций и точек, в которые нужно обращаться. В результате, по нашей оценке, 30% чиновников может быть сокращено за счет такой цифровизации на основе информатизации», — Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ.
«Если мы сможем обеспечить типовые услуги, простые услуги, юридически значимыми данными, на основе которых принимаются решения, мы сможем отказаться от огромных затрат ресурсов на человеческие перемещения бумаги с места на место и в т. ч. на принятие решений», — Савва Шипов, замминистра экономического развития РФ.
«Система управления должна стать значительно более плоской, она должна стать гибкой, она должна стать эффективной и она должна быть цифровизована. Критически важно то, что называется digital, — внутри государства все должно быть переведено в цифру. <…> Если эти данные будут находиться в разных системах, в разных ведомствах, то не будет достигнут эффект синергии. Система должна быть единой и должен быть единый поток данных, чтобы был единый доступ для принятия быстрых решений на основе существующего потока данных. <…> Кто-то должен быть архитектором этой платформы. И система финансирования должна проходить через одни руки. Сегодня много раз говорилось о том, что нам нужны радикальные реформы, нам нужно очень быстро двигаться вперед», — Герман Греф, президент, председатель правления ПАО Сбербанк.
«Важно, чтобы все те команды, все те люди, которые работают над проектом, имели единую управленческую среду, которая позволяла бы им оперативно обмениваться информацией о лучших практиках для того, чтобы, если что-то получается у кого-то, все остальные могли бы об этом знать», — Евгений Дитрих.
Проблемы
Низкие показатели системы эффективности управления в РФ
«Если посмотреть на наше место в текущем рейтинге эффективности, то, к сожалению, мы находимся на 104-м месте. К этому еще добавляются и вызовы цифровой экономики. <…> Мы, еще не освоив всего набора традиционных методов эффективного управления, вынуждены будем отвечать на вызовы нового мира, вызовы digital-эпохи. Ответом на эти вызовы и решение задач, о которых вы сейчас говорили, может быть только гибкая система управления», — Герман Греф.
Слабое взаимодействие между различными министерствами и федеральных чиновников с регионами
«У нас вся система госуправления заточена больше на процесс, не на конечный продукт. <…> Чиновники не стимулируются на результаты. Такое количество проверяющих органов и возможность расплатиться самым жестким образом за сделанную ошибку, что люди начинают бояться принимать решения и система впадает в ступор. <…> У нас на госслужбе построены колодцы, и чрезвычайно тяжело идет согласование между ведомствами, на это уходят годы, очень слабо построено взаимодействие с регионами. Без разрушения колодцев, как вертикальных, так и горизонтальных, невозможно говорить об эффективности принятия решений и реализации», — Герман Греф.
Решения
Использование зарубежного опыта создания цифровых систем управления
«Мы в т. ч. сотрудничаем с правительством Санкт-Петербурга, сейчас в начальной стадии. Мы надеемся помочь создать им более эффективную систему управления транспортом. <…> У нас есть группа в офисе премьер-министра — стратегическая группа. Она не занимается тактическими вопросами, сиюминутными проблемами, она смотрит на то, что будет через 20 лет. Они планируют, занимаются разработкой стратегии о том, какие могут возникнуть проблемы через 20 лет», — Ко По Кун, старший госминистр торговли и промышленности Республики Сингапур.
Создание единого органа управления цифровой экономикой
«На уровне стратегического планирования целей и приоритетов может быть некоторое подразделение на уровне Аппарата Правительства. <…> Но анализировать качество государственных функций и архитектуру цифровизации одновременно с уточнением функций — это было бы важно делать в одном министерстве. <…> Через некоторое время нужны будут шаги по консолидации этих функций», — Алексей Кудрин.
«Цифровизацией должно заниматься не одно министерство, все правительство должно этим заниматься. У нас каждое министерство, каждое агентство занимается переходом на цифровые рельсы», — Ко По Кун.