МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Настойчивость и упрямство, с которым Запад внедряет свои "правила", поражает. Об этом говорится в статье министра иностранных дел России Сергея Лаврова, опубликованной в понедельник в газете "Коммерсантъ" и журнале "Россия в глобальной политике".
"Поражает настойчивость, даже упрямство, с которым Запад внедряет свои "правила", - подчеркнул глава МИД РФ. - Понятно, что есть внутриполитические соображения, надо показывать избирателям "крутизну" во внешней политике по отношению к "авторитарным противникам" в преддверии очередных электоральных циклов (в США они каждые два года, так что только успевай)".
Лавров указал, что "порядок, основанный на правилах" - это воплощение двойных стандартов. "Когда выгодно - абсолютным "правилом" признается право народов на самоопределение. В этом ряду - Мальвины за 12 тыс. км от Великобритании, сохраняющиеся у Парижа и Лондона вопреки многим решениям ООН и Международного суда отдаленные бывшие колониальные владения, которые никто не собирается освобождать, а также "независимое" Косово - в нарушение резолюции СБ ООН, - пояснил он. - Когда же принцип самоопределения противоречит геополитическим интересам Запада - как в случае свободного волеизъявления жителей Крыма в пользу единой судьбы с Россией - про него забывают и гневно осуждают свободный выбор людей, наказывают их санкциями".
"Действовать по понятиям"
Применение странами Запада своих правил взамен существующих инструментов международного права показывает, что они стремятся "действовать по понятиям" на мировой арене. "Прелесть западных "правил" - именно в отсутствии конкретики: как только кто-то поступает вопреки воле Запада, тот мгновенно голословно заявляет о "нарушении правил" (предъявлять факты не станет) и объявляет о своем "праве наказывать нарушителя". То есть чем меньше конкретики, тем больше развязаны руки для произвола в интересах сдерживания конкурентов нечистоплотными методами. В России "лихих" 1990-х это называлось "действовать по понятиям", - говорится в статье.
Лавров подчеркнул, что Запад тщательно уходит как от расшифровки своих правил, так и от вопросов, зачем они нужны при наличии тысяч инструментов международного права, "под которыми все подписались и которые содержат четкие обязательства государств и транспарентные механизмы проверки их исполнения".
Нормалиация отношений
Заявления западных стран о готовности нормализовать отношения с Россией, если она "покается и изменит свое поведение", утратили какой-либо смысл, говорится в статье.
"Что касается России, то давно пора понять: под надеждами на игру с нами в одни ворота окончательно подведена черта. Все заклинания западных столиц о готовности нормализовать отношения с Москвой, если она покается и изменит свое поведение, утратили какой-либо смысл, и то, что многие продолжают по инерции выдвигать нам односторонние требования, не делает чести их способности адекватно оценивать происходящее", - отметил министр.
Лавров подчеркнул, что Россия уже давно придерживается курса на самостоятельное, независимое развитие, защиту национальных интересов, но при готовности договариваться с внешними партнерами на равноправных началах. Он указал, что данная политика составляет базис всех доктринальных документов РФ в сферах внешней политики, национальной безопасности и обороны.
"Однако, судя по практическим действиям Запада за последние годы (включая истеричную реакцию на защиту Москвой прав русских после поддержанного США, НАТО и ЕС кровавого государственного переворота на Украине в 2014 г.), там, видимо, думали, что все это не очень серьезно: дескать, провозгласила Россия свои принципы - и ладно, - добавил глава МИД РФ. - Надо еще поддавить, поднажать на интересы элит, нарастить персональные, финансовые и прочие секторальные санкции - и Москва образумится, поймет, что без "изменения поведения" (т. е. без послушания Западу) будет испытывать все более глубокие трудности в своем развитии".
Давление Запада как новая данность
Россия, по словам Лаврова, четко обозначила, что будет воспринимать политику США и Европы как новую данность и будет выстраивать работу в экономике и других сферах исходя из недопустимости зависимости от ненадежных партнеров. Однако на Западе, как отметил министр, все равно продолжали считать, что Москва в конечном счете "одумается" и ради материальных выгод пойдет на требуемые от нее уступки.
"Подчеркну еще раз то, о чем неоднократно говорил президент Владимир Путин: односторонних уступок конца 1990-х с тех пор не было и никогда не будет. Хотите сотрудничать, вернуть свою упущенную выгоду и деловую репутацию - садитесь договариваться о шагах навстречу друг другу в поиске справедливых решений и компромиссов", - отмечается в статье.
"Западу принципиально важно понять, что такое мировоззрение прочно укоренилось в сознании российского народа, отражает взгляды подавляющего большинства граждан России", - заключил глава МИД России.
Узкогрупповые форматы
Западные страны стремятся перевести обсуждение ключевых вопросов в узкогрупповые форматы, используя концепцию миропорядка, основанного на правилах, говорится в статье.
"Внедряя свою концепцию "миропорядка, основанного на правилах", Запад преследует цель увести дискуссии по ключевым темам в удобные ему форматы, куда несогласных не приглашают. Сколачиваются узкогрупповые "платформы" и "призывы", чтобы в своем кругу согласовывать рецепты для последующего навязывания всем остальным, - сказал он. - Среди примеров - "призыв к безопасности в киберпространстве", "призыв к уважению международного гуманитарного права", "партнерство в поддержку свободы информации". В каждом из этих форматов - по несколько десятков стран, меньшинство международного сообщества".
По словам министра, хотя в ООН уже существуют переговорные площадки по важным мировым вопросам, Западу они не нравятся, так как там нужно искать консенсус и учитывать мнение всех стран, а это мешает Западу "утверждать свои правила". Он указал на то, что в частности в ЕС без оглядки на Устав ООН создаются собственные механизмы горизонтальных санкций под каждый "формат единомышленников".
"Схема такая: участники "призывов" и "партнерств" решают в своем тесном кругу, кто нарушает их требования в той или иной области, а Евросоюз уже накладывает на провинившихся санкции. Удобно: сам обвиняешь, сам наказываешь и в Совбез ООН ходить не надо. И объяснение придумано: у нас ведь "альянс самых эффективных мультилатералистов", вот мы и учим других осваивать передовой опыт, - продолжил Лавров. - А насчет того, что это не демократично и противоречит принципам подлинной многосторонности, президент Франции Эмманюэль Макрон все объяснил, выступая 11 мая этого года: мультилатерализм не означает необходимости добиваться единогласия и позиция "отстающих" не должна становиться препятствием для "амбициозного авангарда" мирового сообщества".
Принятие реальности
По словам главы российского внешнеполитического ведомства, на фоне глобальных перемен на международной арене возникает вопрос о том, какая форма госустройства наиболее эффективна для устранения угроз, с которыми сегодня столкнулось все человечество. В политологический оборот вводится тема сравнения инструментария либеральных демократий и автократических режимов, при этом постепенно вбрасывается термин "автократические демократии", отметил Лавров. "Это - полезные размышления, которые конечно же должны учитываться и находящимися у власти серьезными политиками", - добавил он. По словам Лаврова, думать и анализировать происходящее никогда не вредно.
Министр подчеркнул, что формирование многополярного мира - это реальность, а попытки ее игнорировать, "самоутверждаясь в качестве единственно легитимного центра принятия решений", не приблизят урегулирования проблем, для преодоления которых нужен взаимоуважительный диалог с участием ведущих стран и с учетом интересов всех остальных членов мирового сообщества.
Мультилатерализм в прочтении Запада
Лавров отметил, что для формирования многополярной международной системы необходимо опираться на общепризнанные нормы и принципы международного права, включающие уважение суверенного равенства государств, невмешательство в их внутренние дела, признание права народов самим определять свою судьбу и мирное урегулирование споров. По словам Лаврова, коллективный исторический Запад, который доминировал в течение 500 лет над всеми, не может не осознавать, что та эпоха невозвратимо уходит, однако хотел бы удержать ускользающие позиции, искусственно затормозить объективный процесс формирования полицентричного мира.
Министр связал с этим попытку идеологически обосновать новое прочтение многосторонности во франко-германской инициативе продвижения "эффективного мультилатерализма", который, указал Лавров, воплотили не в универсальной многосторонности ООН, а в действиях и идеалах ЕС и должен служить образцом для остальных.