МОСКВА. 8 декабря. /ТАСС/. Целью санкций США является создание условий для смены власти в России. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, выступая на слушаниях в Государственной думе по вопросу об отношениях России и США.
"Этот тезис в последнее время озвучивался нами публично, и, несмотря на попытки представителя администрации США его оспорить, все свидетельствует о том, что создание фона, который мог бы привести к такого рода развитию событий у нас, вошло в число внешнеполитических приоритетов Вашингтона", - подчеркнул Рябков.
Рябков подчеркнул, что Россия спокойно относится к ситуации в отношениях с США: "Мы не испытываем нервозности в связи с этим, стараемся действовать взвешенно, сами контакты не рубим. Наши ответные меры носят выверенный, взвешенный, сбалансированный характер".
"У нас есть свои контрсписки, мы их не обнародуем, - продолжил Рябков. - Смысла в таком риторическом, агрессивно-лексическом жанре не видим. Дипломаты стараются проблемы для начала решить за закрытыми дверями, потом переходить к мегафонам. Будем действовать так и дальше".
"Позитивная повестка в наших отношениях возможна, но она целиком сейчас поставлена в зависимость от того, какой курс будет продолжать нынешняя администрация и какой курс выберет администрация следующая", - указал дипломат.
"Понимание, что без России невозможно решать важнейшие международные проблемы, бороться с современными вызовами и угрозами, в общем-то, есть, но оно не трансформируется так, как следовало бы, в практические действия администрации США, - продолжил высокопоставленный дипломат. - Тем не менее на разных уровнях нам говорят о том, что неплохо было бы переключиться на формирование позитивной повестки дня в отношениях. Слова и призывы, однако, существуют в параллельной реальности к враждебным практическим шагам".
"Вину за нынешнее обострение в Вашингтоне по-прежнему возлагают на нас, и улучшение атмосферы любое, даже минимальное, связывают с изменением нашей политики в отношении Киева", - обратил внимание Рябков.
РФ не считает санкции легитимными
Россия не будет вступать в переговоры о критериях отмены санкций США, отметил Рябков.
"Даже те исполнительные распоряжения, которые подписал Обама, по которым введено подавляющее большинство санкций против России, физических и юридических лиц нашей страны, содержат формулировки в разделах мотивации критериев запуска этих санкционных мер. Они настолько эластичные, гуттаперчевые, пластилиновые, что при желании из этого можно слепить все что угодно, - отметил дипломат. - Глубоко неправы те, кто думает, что санкции США - это временное явление, что подует другой ветерок, все это исчезнет... Ничего подобного".
"Мы не признаем легитимность этих санкций, в переговоры о критериях и их отмене вступать не будем, - подчеркнул Рябков. - Собственно, и предложений таких нет. Но возникла новая реальность, с которой придется иметь дело".
По его словам, "вопрос сложный". "Нам предстоит серьезно заниматься вопросами ресурсного обеспечения, внешней политики и всех других аспектов позиционирования России на международной арене, - сказал он. - Уже слышатся от официальных лиц в Вашингтоне сигналы такого рода, но может это просто проговоры, что санкции будут отменяться тогда, когда мы увидим то, что хотим увидеть (заместитель главы МИД РФ привел точную цитату секретаря пресс-секретаря Белого дома. - ТАСС)".
Вместе с тем Сергей Рябков привел несколько вопросов о том, как функционирует американская государственная машина. "В свое время США не признали факт вхождения прибалтийских государств в состав СССР. И за все время существования СССР это сопровождалось неафишируемой, но правовой коллизией, - напомнил он. - Я ожидаю ровно такой же ситуации на десятилетия вперед применительно к Крыму и Севастополю. Объявив о непризнании вхождения этих двух субъектов в состав России, США будут держаться этой позиции и не будут ее менять".
Вопрос о желаниях лиц такого ранга "сложен, и не мне о нем судить", - сказал Рябков. "Но можно предположить, что в принципе легкого и быстрого пути здесь не будет, - отметил дипломат. - Нельзя очень рассчитывать на лоббистское влияние бизнеса, у которого есть те или иные интересы в России".
"Наблюдения последних месяцев и выводы, которые мы из них делаем, - степень управляемости даже самых крупных компаний, степень их зависимости или готовности следовать "дружеским" советам, поступающим из правительственных структур, - гораздо выше того, что можно было бы ожидать, - указал Рябков. - И это в стране, которая основу своего экономического могущества всегда видела в рынке, в свободной игре рыночных сил, независимости предпринимательства. Это еще к вопросу о суверенитете государств".
"Не может существовать система, если мы говорим о балансе интересов и поисках компромисса в международном праве, когда одно государство равнее другого, когда голос государства икс, условно говоря, с Апеннинского полуострова не равен голосу США или Китая. Не буду приводить конкретные примеры", - сказал Рябков.
"Но, к сожалению, в этом проявляется пресловутый двойной стандарт. Это факт и одно из проявлений американской убежденности в собственном всесилии и американской исключительности, - заметил он. - С этим придется иметь дело и дальше независимо от того,чья партия будет составлять большинство в конгрессе и к какой партии будет принадлежать следующий президент США".
Придет ли "переиздание холодной войны" на смену перезагрузке
Также замминистра не исключил возможного обострения отношений с США.
Выходить из ситуации с санкциями США предстоит долгие годы - поправка Джексона - Вэника отменялась 40 лет, считает Рябков.
"Я не готов сказать, новое ли сейчас издание холодной войны, сколько продолжится нынешний период, знаю одно: выходить из ситуации с американскими санкциями нам предстоит долго, многие годы, - сказал он. - Так называемая поправка Джексона - Вэника, которая на фоне нынешнего многослойного санкционного режима представляла собой небольшой эпизод, отменялась в течении 40 лет. Об этом все хорошо помнят".
"Мы не готовы идти на уступки США по принципиальным вопросам, но мы готовы и будем искать баланс интересов и общий знаменатель там, где это возможно", - отметил Рябков.
"Перезагрузка-2", которая выправила бы отношения России и США, сегодня маловероятна, так как администрация Обамы прочно оседлала коня холодной войны. Не наш выбор
Перезагрузка сузила возможности США вмешиваться во внутренние дела России, считает Рябков.
"Что касается конкретики дел в отношениях России и США, то картина складывается следующим образом: отношения начало лихорадить задолго до Украины. Не по вине России", - сказал Рябков.
Перезагрузка была официально объявлена ее американскими авторами завершившейся в 2008 году, она позволила снять накипь в отношениях, которые были в 1990-е годы, - указал он. - Одним из результатов этого периода стало сужение возможностей США вмешиваться в наши внутренние дела".
Рябков также отметил, что США за позицию по событиям на Украине фактически пытаются заставить Россию пересмотреть внешнеполитическую концепцию.
"Стремление оторвать от России страны СНГ, всегда находившиеся в числе американских внешнеполитических приоритетов, с начала текущего года проявилось с новой силой и в особо агрессивной форме", - сказал он.
"Сторонники жесткой линии в отношениях с Россией в администрации США, по сути дела, получили карт-бланш на поддержку антиконституционного вооруженного переворота в Киеве, причем, в соответствии с логикой "цель оправдывает средства", сделали главной ударной силой национал-радикалов и откровенных неофашистов", - отметил высокопоставленный дипломат.
"Когда же американские ставленники своим безудержным национализмом настроили против себя значительную часть Украины и, по сути дела, ввергли страну в гражданскую войну, Вашингтон переключился на тотальное обвинение Москвы во всех возможных грехах, включил на полную обороты машину санкционного прессинга, включил механизм, инструментарий организации антироссийского фронта в международном масштабе", - добавил Рябков.
За что "наказывают" Россию
"Нас решили "наказать" - сначала за мирное и свободное волеизъявление жителей Крыма и Севастополя, затем решили продемонстрировать через жесткое неприятие нашей политики на юго-востоке Украины, что России нужно, по американскому убеждению, сменить, причем тотально, курс относительно Киева, юго-востока Украины, во многих отношениях пересмотреть внешнеполитическую концепцию", - указал высокопоставленный дипломат.
Санкции США
США ввели первые санкции в отношении российских физических и юридических лиц, по мнению администрации США, "угрожающих суверенитету и территориальной целостности Украины", 17 марта 2014 года.
Затем санкционный список расширялся 11 и 28 апреля, 20 июня, 17 и 29 июля, а также 12 сентября. В настоящее время он включает 56 человек (граждане России и Украины) и 47 российских компаний и банков, а также Донецкую и Луганскую народные республики.
Первоначально американские санкции распространялись на активы, принадлежащие на 50% и более каждому из физических и юридических лиц, включенных в черные списки. 13 августа минфин США ужесточил требования, введя условие о распространении санкций на активы, где совокупная доля лиц под санкциями превышает 50%.
Санкции США в отношении России. Досье.