Захарова указала на двойные стандарты ООН в расследовании диверсий на "Северном потоке"

Официальный представитель МИД России Мария Захарова . Пресс-служба МИД РФ/ ТАСС
Официальный представитель МИД России Мария Захарова

По словам официального представителя МИД, по этой теме неоднократно и максимально ясно высказывался Министр иностранных дел России Сергей Лавров

МОСКВА, 17 февраля. /ТАСС/. Двойные стандарты Секретариата ООН прослеживаются в расследовании диверсий на газопроводе "Северный поток". Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

"О данной теме уже неоднократно и максимально ясно и конкретно высказывался Министр иностранных дел России Сергей Лавров. К сожалению, мы в который раз сталкиваемся с примером двойных стандартов в работе Секретариата ООН. Причем здесь даже нет нужды углубляться в юридические и международно-правовые тонкости полномочий международных чиновников. Приведем лишь несколько примеров. Выводы делайте сами", - указала она, отвечая на вопрос СМИ о подключении к расследованию диверсий на газопроводе "Северный поток" Секретариата ООН, текст которого опубликован в пятницу на сайте МИД РФ.

Расследование в отношении Ирана

Захарова напомнила, что в октябре 2022 года делегации США, Великобритании, Германии и Франции направили в Секретариат ООН письмо с призывом провести расследование обвинений в адрес Ирана в поставках беспилотников России. "Официальный представитель Генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик практически сразу заявил о готовности действовать по поступившему запросу. В этом же ключе последовали комментарии от заместителя Генсекретаря ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари Дикарло, - добавила она. - При этом существует отдельный документ Совета Безопасности ООН, в котором прямо указано, что мониторингом выполнения этой резолюции уполномочен заниматься сам СБ. Вменяемые Тегерану действия как раз потенциально подпадали под охват резолюции СБ 2231. В записке отдельно уточняется, что именно Совет отвечает на запросы государств - членов касательно выполнения резолюции и вырабатывает ответ при получении информации о возможных нарушениях резолюции".

По словам дипломата, отдельного решения Совета Безопасности применительно к заявлениям о якобы имевших место нарушениях резолюции СБ 2231 Ираном и Россией Советом принято не было. "Более того, очевидно, что среди его членов по этому поводу есть принципиальные расхождения", - отметила она.

Расследование инцидентов в Сирии

Захарова указала, что другим примером является инцидент 1 августа 2019 года, когда генсекретарь ООН Антониу Гутерреш в превышение своих полномочий сформировал Комиссию ООН по расследованию инцидентов на северо-западе Сирии после подписания российско-турецкого Меморандума от 17 сентября 2018 года. "Комиссия начала работу 30 сентября 2019 года и представила итоговый доклад Генсекретарю ООН 9 марта 2020 года. При этом ее члены не посещали места инцидентов, не получали информации от сирийского правительства, оперировали дистанционными сведениями, - отметила она. - 6 апреля 2020 года Гутерреш, несмотря на данные ранее обещания не предавать огласке заключения экспертов, опубликовал резюме доклада комиссии, в котором ооновцы пришли к выводу "с высокой долей вероятности" о причастности Дамаска и его союзников к пяти из шести рассмотренных инцидентов".

Она уточнила, что при этом в ходе специальной проверки Минобороны РФ было установлено, что ни одно из указанных зданий, вопреки выводам комиссии, авиаударам не подвергалось, два объекта использовались террористами и не могли обладать "защищенным" статусом в соответствии с нормами МГП.

Официальный представитель МИД РФ подчеркнула, что доклад комиссии подтвердил произвольное наделение ооновцами в рамках механизма деконфликтинга (предотвращения случайных столкновений) "защищенным" статусом объектов в зоне деэскалации, к которым у них не было реального доступа, их координаты и реальное предназначение не проверялись.

"Тем не менее, несмотря на эти явные недостатки, Генсекретарь ООН вместо упразднения механизма сформировал 21 января 2021 года дополнительную структуру, призванную укрепить и усилить сам механизм. Независимую консультативную группу высокого уровня по гуманитарному деконфликтингу в Сирии во главе с Яном Эгеландом. Год спустя, по сложившейся традиции, Гутерреш опубликовал резюме отчета группы Яна Эгеланда с неутешительными выводами об эффективности работы механизма деконфликтинга и перечнем рекомендаций по его улучшению", - пояснила она.