МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. Министр иностранных дел России Сергей Лавров встретится в среду с иранским коллегой Хосейном Амиром Абдоллахияном, прибывшим в Москву с рабочим визитом. Как ожидается, главы дипведомств сверят позиции по широкому спектру тем - от вопросов возобновления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе до задач стабилизации обстановки на Южном Кавказе.
Программа переговоров обещает быть насыщенной, ведь визит Абдоллахияна в российскую столицу планировался еще в январе, однако был перенесен на более поздний срок по договоренности сторон. К концу текущего месяца накопилось немало важных вопросов как в двусторонней повестке, так и в рамках региональных и международных сюжетов. Среди них - проработка встречи заместителей глав МИД России, Турции, Ирана и Сирии по урегулированию отношений между Дамаском и Анкарой, анонсированный Лавровым созыв второй встречи в формате "три плюс три" по Закавказью, а также работа в астанинском формате по урегулированию в Сирии. Не исключено, что министры коснутся и темы проведения специальной военной операции РФ на Украине.
"Будет рассмотрено оздоровление обстановки в Ближневосточном регионе в свете объявленного восстановления отношений между Ираном и Саудовской Аравией", - подчеркнула на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в преддверии российско-иранских переговоров.
Венские перспективы
Одной из чувствительных тем предстоящей встречи министров, как ожидается, станет переговорный процесс в Вене по возобновлению СВПД. Накануне визита в Москву иранский министр сообщил, что законопроект о выходе Тегерана из соответствующих переговоров внесен в Меджлис (парламент) республики. Абдоллахиян подчеркнул, что Иран по-прежнему привержен сотрудничеству с Международным агентством по атомной энергии в рамках договоренностей между генеральным директором организации Рафаэлем Гросси и властями страны, достигнутых в начале текущего месяца, однако на площадке в Вене "дверь для диалога может закрыться".
Позицию Москвы неоднократно декларировал постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, подтверждая "твердый настрой" на завершение работы по восстановлению СВПД и призывая партнеров не упустить шанс реанимировать соглашение. Он отмечал, что за "пробуксовку венских переговоров" ответственны, прежде всего, на Западе, ведь их неготовность к конструктиву рискует пустить процесс "по пути вероятной неконтролируемой эскалации".
Тем не менее в ходе недавнего визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина и его переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным Россия и Китай в совместном заявлении призвали все заинтересованные стороны "принять политические решения, которые оказали бы содействие положительному исходу переговоров". Вероятно, Лавров детально изложит коллеге доводы Москвы.
Очные ставки
Еще одной важной темой для сверки часов, как ожидается, станет проработка встреч сторон на разных уровнях в многосторонних форматах. Среди наиболее ожидаемых - отложенные ранее переговоры в Москве заместителей глав МИД Ирана, России, Сирии и Турции, в ходе которых стороны намеревались обсудить подготовку министерской встречи по нормализации отношений между Анкарой и Дамаском. Поясняя принятое решение о переносе встречи, спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов сообщил ТАСС, что поводом послужила не столько просьба Москвы, сколько неготовность отдельных партнеров. Вероятно, министрам представится возможность уточнить наиболее подходящие даты для запуска работы этого четырехстороннего формата.
Не стоит исключать, что определенную ясность внесут предстоящие российско-иранские переговоры и в уточнение сроков второй встречи в формате "три плюс три", подразумевающей участие трех стран Южного Кавказа (Азербайджана, Армении и Грузии), а также трех ближайших соседей этого региона (России, Ирана и Турции). Как анонсировал ранее Лавров, МИД РФ работает над организацией соответствующей встречи, а "дверь для Тбилиси остается открытой". Посол Ирана в Москве Казем Джалали сообщил ТАСС, что Тегеран "всегда поддерживает такой механизм".
Двусторонний трек
Не менее важный блок тем формируют вопросы двусторонней повестки. В последнее время российско-иранские отношения продвинулись на новый уровень. В минувшем году министры очно встречались пять раз и провели девять телефонных разговоров, регулярные контакты осуществляются и по линии правительств, парламентов, секретарей советов безопасности, иных государственных и коммерческих структур. В МИД России выражали "удовлетворение достигнутыми рекордными показателями товарооборота, несмотря на нелегитимные односторонние санкции", введенные против Москвы и Тегерана. Так, по итогам 2022 года товарооборот между Россией и Ираном составил $4,86 млрд, что больше рекордного показателя 2021 года на 20,2%.
Посол Ирана в свою очередь высказывал мнение, что нынешний уровень двустороннего взаимодействия дает серьезные основания полагать, что до конца текущего года будет подписано всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве между Тегераном и Москвой, а также ратифицировано соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. А с учетом подписания на саммите ШОС в сентябре 2022 года меморандума об обязательствах Ирана в целях получения статуса государства - члена ШОС в Москве ожидают скорого полноформатного участия Тегерана в мероприятиях организации.
Джалали между тем также выражал надежу на то, что в этом году Россия и Иран смогут договориться о введении безвизового режима. В интервью ТАСС заместитель министра туризма, культурного наследия и ремесел Ирана Али Асгар Шалбафиян подчеркивал, что вопрос с отменой виз для индивидуальных туристов из России "требует времени", но Тегеран со своей стороны готов решить его. В то же время он отмечал, что групповые безвизовые поездки из РФ в Иран начнутся уже весной. Шалбафиян также высказывал благоприятный прогноз на запуск в скором времени платежной системы "Мир" в исламской республике, отметив, что Центральные банки России и Ирана уже работают над этим проектом.
Вероятно, вопросы туристических обменов, укрепление координации на региональных и международных площадках, а также дальнейшее наращивание экономического взаимодействия между странами не останутся без внимания министров.