16 июня 2015, 09:28

Анатолий Чубайс: автор программы приватизации, реформатор и глава "Роснано"

16 июня российский государственный деятель и экономист отмечает 60-летний юбилей

В начале 90-х годов Анатолий Чубайс возглавлял государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, был автором и координатором российской программы приватизации (1991-1994 годы). Занимал пост председателя правления РАО "ЕЭС России" (1998-2008 годы), был генеральным директором "Российской корпорации нанотехнологий" (2008-2011 годы), председатель правления ООО "Управляющая компания "РОСНАНО" (2011 год - настоящее время).

Подробнее о жизненном пути Анатолия Чубайса - в его биографии.

16 июня 2015 года Анатолию Чубайсу исполняется 60 лет. ТАСС собрал некоторые высказывания юбиляра о рыночной экономике, энергетике, приватизации, демократии, Борисе Ельцине и Владимире Путине.

О становлении демократии в России

"Переход от плана к рынку страна прошла, не безболезненно мягко скажем, а переход от тоталитаризма к демократии страна не прошла. И по сложности, по глубине захвата основ народной жизни - я уж не знаю, какие слова говорить - это задачка посложнее… Это вектор, это стратегия, но это не та задачка, которая может быть решена за неделю или за полгода".

Интервью Владимиру Познеру ("Первый канал"; 8 декабря 2008 г.).

"Проект демократизации России - на порядок сложнее, чем проект построения рыночной экономики. Но не двигаться невозможно".

Выступление на Международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23–27 января 2013 г.

О Советском Союзе

"Я ненавижу советскую власть. Более того, я мало что в жизни ненавижу так, как советскую власть. И особенно ее позднюю стадию. В моей жизни ничего омерзительнее, чем поздняя советская власть, не случалось".

Интервью в рамках спецпроекта "Страна, которой нет" интернет-сайта Лента.ру.

О приватизации

"Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом… Она решала главную задачу - остановить коммунизм. Эту задачу мы решили".

Интервью Александру Гентелеву для израильского документального фильма "Олигархи" (2004).

"У нас не было выбора между "честной" и "нечестной" приватизацией, потому что "честная" приватизация предполагает, что процесс проходит по четким и ясным правилам, исходящим от сильного государства, которое может заставить людей исполнять законы. В начале 90-x годов государства не было, и такого понятия, как законопослушание, тоже не было. Спецслужбы и правоохранительные органы страны были по ту сторону баррикад. Они были воспитаны на советском уголовном кодексе, по которому за любую частную предпринимательскую деятельность полагалось от трех до пяти лет тюрьмы. Единственный выбор, который у нас был - либо бандитский капитализм, либо бандитский коммунизм.

Интервью Financial Times 15 ноября 2004.

О покушении на Чубайса

"Некоторым товарищам, которые говорят о том, что Чубайс сам все подстроил, я могу предложить сесть в мою машину, а в это время кто-нибудь в нее постреляет".

Комментарий телепрограмме "Вести недели" (ВГТРК) 20 марта 2005 г.

О рыночной экономике

"Либо план - либо рынок. Это дилемма совершенно очевидная. И принципы, в которые я искренне верю, требуют от нас этих решений".

Интервью журналу "Формула карьеры" 5 ноября 2002 г.

"Рынок же будет работать только в том случае, если будут одинаковые для всех не только правила игры, но еще и доверие". Интервью газете "Ведомости" 27 сентября 2001 г.

"Нет выбора между командной экономикой и рыночной".

Интервью газете "Демократический выбор" 1 августа 1999 г.

Об инновациях

"Наноиндустрия и строительство инновационной экономики - это две стороны одной медали".

Интервью радиостанции Business FM 6 марта 2010 г.

"Я считаю, что по совокупности имеющихся сегодня в стране исторических, экономических и социальных предпосылок запуск инновационной экономики может произойти в исторически короткие сроки (5 – 10 лет) и в масштабах, способных не только изменить структуру ВВП, но изменить и социальную структуру в стране".

Ответ на открытое письмо Евгения Гонтмахера. 28 декабря 2009 г.

"Я искренне считаю, что инновационный российский проект в целом и нанотехнологический, в частности, - это абсолютно историческая детерминированная задача, которая была вовремя поставлена в стране и которую нельзя не решать независимо от политического расклада. Это слишком значимая вещь, чтобы ее расторговывать в тактику".

Интервью радиостанции Business FM 23 мая 2014 г.

"Замысел Сколково - попытка прорваться в новое качество".

Интервью радиостанции Business FM 18 июня 2010 г.

Об энергетике

"Электричество принципиально демократизировало мир - ведь экономически бессмысленно создавать дорогое электроснабжение для богатых - выгоднее дешевое для всех. Однако когда лампочки зажглись в миллионах окон, и провода опутали мир густой сетью, оказалось, что государства попали в зависимость от вновь родившейся отрасли-монополиста".

Статья "Послесловие к РАО "ЕЭС России" в журнале "Вестник Европы" (2008. №24).

О Борисе Ельцине

"Я считаю, что Борис Николаевич сделал абсолютно невозможное, он привел нас от несвободы к свободе…"

Заявление для прессы в день смерти Б.Н. Ельцина 23 апреля 2007 г.

О Владимире Путине

"Я был одним из тех, кто с самого начала говорил, что Путин не будет вести себя как автократ".

Интервью германской газете Die Welt 3 апреля 2003 г.

"Сегодня просто не существует лучшего президента… Мне очевидно, Путин самый сильный и самый адекватный, и самый правильный…"

Интервью Александру Гентелеву для израильского документального фильма "Олигархи" (2004).

"С точки зрения восприятия… базовых реформаторских задач в экономике, финансах, Путин гораздо ближе к нам, чем это принято думать".

Стенограмма встречи Анатолия Чубайса с активом Пермского регионального отделения СПС 13 июня 2000 г.