МИД РФ: террористы в Сирии и Ираке торгуют человеческими органами

ИТАР-ТАСС/ Донат Сорокин

Ежегодно за счет "внешней торговли" ИГ пополняет свою казну почти на $2 млрд

МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. В связи с принятием в Совете Безопасности ООН резолюции по укреплению мер противодействия финансированию запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) директор департамента пор вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Игорь Рогачев дал интервью ТАСС, в котором рассказал об источниках доходов террористов и привлек внимание к поставкам современного оружия боевикам.

 

- В последнее время в контексте борьбы с терроризмом употребляется понятие «спонсорство». Что оно в себя включает помимо финансирования? Снабжение оружием? Обеспечение логистики? Вербовку и подготовку боевиков? Предоставление коридоров на границе для проникновения на территорию сопредельных государств? Предоставление фальшивых документов? Оказание медицинской помощи террористам? Укрывательство посредством предоставления убежища? Есть ли в Вашем распоряжении соответствующие факты?

- При обсуждении вопросов финансирования терроризма действительно приходится встречать употребление и таких терминов, как "спонсорство", "покровительство", "пособничество". Готов подтвердить, что сегодня, когда остро ставится вопрос о надежном перекрытии каналов финансовой подпитки террористических организаций в Сирии и Ираке, прежде всего ИГ, "Джебхат ан-Нусра" и других структур, связанных с "Аль-Каидой", указанная лексика используется в работе с нашими партнерами и, полагаю, имеет право на существование.

Международно-правовыми инструментами для сотрудничества на этом направлении служат прежде всего Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. В феврале с.г. Россия инициировала принятие резолюции СБ ООН 2199, вводящей запрет на все экономические отношения с ИГИЛ и закрепляющая на основе норм и принципов международного права правила сотрудничества между государствами в вопросах противодействия финансированию терроризма.

17 декабря состоялось расширенное заседание СБ ООН, посвященное вопросам борьбы с терроризмом. По итогам состоявшихся дискуссий Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 2253, направленную на укрепление мер противодействия финансированию ИГ и других террористических организаций. В качестве ключевой задачи отмечена необходимость укрепления режима выявления и пресечения каналов их финансовой и материально-технической поддержки. В соответствии с положениями новой резолюции мониторинговые и санкционные механизмы ООН будут более четко ориентированы на искоренение любых видов финансирования террористов.

Именно Россия настояла на том, что международное сообщество должно положить конец практикуемой ИГ нелегальной торговле нефтью и нефтепродуктами, а также другими природными ресурсами и крадеными культурными ценностями. Удивительно, что террористическая организация ИГ, объявленная "вне закона" ООН и многими государствами и другими организациями, продолжает пополнять свою казну чуть ли не на 2 млрд. долларов в год за счет "внешней торговли". Как следует из ряда исследований, проведенных экспертами Мониторинговой группы Комитета СБ ООН 1267/1989, аналитиками ФАТФ и независимыми НПО, ежегодно ИГ продает нефти и газа на сумму до 950 млн. долларов, пшеницы и ржи – на 200 млн. долларов, цемента – на 100 млн. долларов, хлопка – на 20 млн. долларов, а также активно торгует фосфатами, серной и фосфорной кислотой. Необходимо перекрыть и иные каналы финансирования терроризма, включая, например, собираемые в нескольких странах пожертвования – наверно, можно назвать этот феномен "спонсорством". ИГ подключается и к торговле человеческими органами.

Сейчас российские ВКС планомерно разрушают инфраструктуру, используемую ИГ для контрабандной торговли сирийской и иракской нефтью. Да и партнеры по ведомой США коалиции, судя по всему, наконец "заметили" эти цели и тоже начали наносить авиаудары по связанным с "нефтянкой" объектам ИГ.

ОБ ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

"Исламское государство" (ИГ) - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии. Создана 15 октября 2006 года в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований. "Костяк" группировки формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии.

ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года).

Террористическая организация "Исламское государство". Досье

- Ведомая США коалиция в последнее время активизировалась. Это под влиянием терактов в Париже, ревность по поводу эффективности действий российских ВКС в Сирии, стремление не допустить разгрома ИГ "альтернативной", российской коалицией или что-то еще?

- Думаю, вы правы, - мотивов здесь может быть целый "букет".

Возможно, это в том числе "конкуренция за лавры" в борьбе с ИГ.

Но Россия в этих вопросах не преследует цель соревноваться с кем-либо. Мы продолжаем выступать за создание широкой международной коалиции под эгидой ООН.

А если в этой "конкурентной борьбе" повышается качество производимого "продукта" – а это безопасность – то хорошо, ведь, все международное сообщество, все мы являемся "потребителями" такого "продукта".

- Какие-то еще международные площадки, помимо ООН, были задействованы?

- Конечно: в текущем году российские эксперты приняли деятельное участие в исследованиях ФАТФ по выявлению каналов финансовой подпитки ИГ, а также новых, "нетрадиционных" источников финансирования терроризма. В настоящее время мы продвигаем требование о скорейшем переходе к практической фазе по идентификации конкретных государств, физических и юридических лиц, вовлеченных в экономические отношения с ИГ. Именно этим вопросам было посвящено созванное по инициативе группы государств, в том числе России, 12-14 декабря с.г. в Париже чрезвычайное пленарное заседание ФАТФ.

Поддержана инициатива России предметно рассмотреть на следующем пленуме в феврале 2016 г. вопрос о включении в стандарты ФАТФ положения о запрете любых торговых, коммерческих  и финансовых операций с "Исламским государством". Создана Специальная рабочая группа по противодействию финансированию терроризма, в состав которой вошел представитель Российской Федерации.

По нашему предложению деятельность ФАТФ на ближайшую перспективу сфокусируется на вопросах противодействия финансированию терроризма. До 1 февраля 2016 г. государства-члены ФАТФ должны представить развернутую информацию о проделанной работе в этой области.

Вкладом нашей страны в международные усилия по борьбе с финансированием терроризма является также осуществленный под российским председательством в ФАТФ (2013 – 2014 гг.) масштабный проект по выявлению незаконных финансовых потоков от производства и оборота афганских наркотиков, в рамках которого установлены финансовые центры по отмыванию наркоденег.

Мы работаем во многих других организациях и форумах – можно сказать, что благодаря целенаправленной работе России сформирован международный "единый фронт" борьбы с финансированием терроризма, который, как мы надеемся, будет наращивать свою активность.

Вместе с тем в повестку дня встает другой вопрос, связанный с финансированием террористических организаций. Давайте просто "включим" здравый смысл – как террористическая организация ИГ, насчитывающая десятки тысяч боевиков, несколько лет воюет с двумя национальными армиями отнюдь не маленьких государств – Сирии и Ирака, не испытывая затруднений, например, с боеприпасами? Ведь это тысячи и тысячи тонн! Поддержку вооруженным силам указанных государств оказывает целый ряд стран. А как пополняют свой боевой арсенал террористы? По имеющимся данным, на вооружении ИГ находятся противотанковые ракетные комплексы, танки, гаубицы и т.д. А главное – оружия и боеприпасов хватает, несмотря на их уничтожение, в том числе российскими ВКС. Все знают, что игиловцы захватили большие арсеналы в Ираке, но это было давно; что к ним периодически попадает военное имущество, предназначаемое для "умеренной" сирийской оппозиции. Но эти источники явно не могут закрыть все потребности ведения длительной широкомасштабной войны. Закономерно встает вопрос – кто и как все это поставляет, провозит через границы и через какие именно, какие финансовые инструменты используются для сделок? Кто же те самые "спонсоры"? Опять – как и в случае с торговлей нефтью – кто-то из ведомой США коалиции?

Это, пожалуй, вторая важнейшая тема, к которой мы стараемся привлечь внимание наших зарубежных партнеров, или изменить их отношение к ней. Формат интервью не позволяет быть конкретным, но на специализированных международных форумах, и в политическом органе – СБ ООН – мы оперируем фактами (см. выступление Постоянного представителя РФ при ООН В.И.Чуркина), а сообщений на эту тему хватает даже в открытых источниках.

Опять возникает вопрос о добросовестности усилий в противодействии терроризму, о степени тщательности в выполнении государствами требований антитеррористических резолюций СБ ООН (принятых, напомню, со ссылкой на обязывающую Главу VII Устава ООН). Проблему финансирования – в широком понимании – ИГ и других террористических организаций в Сирии и Ираке мы будет настойчиво поднимать и в дальнейшем.

"Исламское государство" в Ираке и Сирии