МОСКВА, 26 января. /ТАСС/. До 300 тысяч человек смогут избежать судимостей в случае принятия разработанного Верховным судом России законопроекта о декриминализации нетяжких статей УК. Об этом сообщил на круглом столе в Российском государственном университете правосудия заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Давыдов.
Он напомнил, что Верховный суд подготовил законопроект о декриминализации преступлений небольшой тяжести, который включает также "новый порядок освобождения от уголовной ответственности, ряд мер, которые бы стимулировали прекращение уголовного преследования без назначения наказания".
Давыдов напомнил, что накануне законопроект был поддержан профильным комитетом Госдумы и в феврале будет вынесен на рассмотрение в первом чтении. "Закон серьезный. Если он будет принят, из уголовной ответственности будут выведены порядка 300 тысяч лиц (в год - прим. ТАСС). Это оптимистичный прогноз", - заметил он.
Давыдов заметил, что хотя за последние 10-15 лет число поступающих в суды уголовных дел сократилось с 1,2-1,3 млн в год до 1 млн, "их структура также стала другой". "Если раньше преступления небольшой тяжести составляли от 15 до 20%, то сейчас сейчас их доля составляет 46-48%", - подчеркнул он.
"Причем эта тенденция наметилась не в 2014 году, а началась с 2002-2004 годов. Произошло ползучее замещение в общей судимости преступлений тяжких и особо тяжких на преступления средней тяжести", - отметил зампредседателя Верховного суда.
Подозрительные решения
По словам Владимира Давыдова, Верховный суд намерен проанализировать случаи, когда заключенные под стражу освобождались решением следователя в течение нескольких дней.
"В практике встречаются такие негативные случаи, когда мы, судьи, принимаем решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а следователь на следующий день изменяет её на подписку о невыезде", - заметил Давыдов. По его словам, уже отмечено 35 фактов, когда помещённые под стражу в СИЗО выходили на свободу по решению следователя в течение недели - в Красноярском крае, Ростовской области, Кабардино-Балкарской Республике.
По его словам, в Верховном суде намерены проанализировать такие случаи и сделать соответствующие выводы. "Значит, не было и оснований заключать под стражу?", - заметил Давыдов.
Неправильный арест
Владимир Давыдов признал, что необоснованный арест возмущает население больше, чем неудачный пуск ракеты.
Он отметил, что со времени передачи функции заключения под стражу от прокуроров судьям в 2004 году число таких решений сократилось в 3 раза. "Когда арест санкционировал прокурор, в год арестовывалось порядка 400 тысяч человек. В последний год применения этого порядка - 365 тысяч, - отметил Давыдов. - На сегодня арестовывается порядка 140 тысяч человек в год. Если в 2004 году было арестовано 221 тыс. человек, то в 2014 году - 131 тысяча 735 лиц".
Большинство решений о заключении под стражу обоснованны. "Об этом свидетельствует процент обжалуемых решений о заключении под стражу: по нетяжким преступлениям обжалуется до 8%, средней тяжести - до 10%, по тяжким преступлениям - до 15%. То есть из 100 решений о заключении под стражу обжалуется всего 15. Поэтому не нужно драматизировать ситуацию - что арестовывают всех подряд", - подчеркнул он.
"Но специфика такова, что единичные ошибочные судебные решения могут стать теми ложками дегтя в бочке меда. Населению не очень интересно, куда ракеты улетели и приземлились в океане на 6 млрд рублей. А вот неправильный арест вызывает широкий общественный резонанс, и это правильно", - считает зампредседателя Верховного суда России.
"К сожалению, в судебной практике все еще имеют место случаи формального подхода. Такие случаи вызывают широкий общественный резонанс и достаточно справедливые нарекания граждан", - признал Давыдов.
В качестве примера он привел решение Буденновского районного суда в Ставропольском крае, избравшего заключение под стражу женщине, подозреваемой в мошенничестве на 700 тысяч рублей. "При этом защита указывала на возраст женщины - 73 года, наличие инвалидности ll группы, заболевание сахарным диабетом. К тому же она была председателем комитета солдатских матерей в этом районе. Но тем не менее решение было принято. Судья одним росчерком все доводы опрокинул. А финал этой истории таков - ее привезли в СИЗО, который ее не принял, сославшись на приказ Минюста о запрете содержания под стражей при наличии тяжких заболеваний", - рассказал Давыдов.
"Получается, в следственном изоляторе в курсе этого, а судья не в курсе. В итоге прокурор принес представление и через два дня ей изменили меру пресечения на подписку о невыезде, а потом и это решение было отменено", - отметил зампредседателя Верховного суда.