12 мая 2016, 11:30

Минобороны возглавило рейтинг открытости ведомств по внутренней оценке за 2015 год

ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов
В тройку лидеров вошли также Минэнерго и Минфин

МОСКВА, 12 мая. /ТАСС/. Минобороны РФ возглавило рейтинг самообследования уровня внедрения механизмов открытости, который проводился по итогам 2015 года среди 64 ведомств. Об этом рассказал на заседании правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти разработана Экспертным советом при Правительстве РФ в целях повышения прозрачности и подотчетности власти и удовлетворенности граждан качеством госуправления; расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в подготовке и экспертизе решений органов власти; качественного изменения уровня информационной открытости власти; развития механизмов общественного контроля. Концепция утверждена распоряжением правительства РФ 30 января 2014 года.

Концепцию дополняют методические рекомендации по реализации принципов открытости, а также методика мониторинга и оценки открытости. Совместно эти документы составляют Стандарт открытости. Методика мониторинга предусматривает как внутреннюю, так и внешнюю оценку совместно с ВЦИОМ, итоги которой будут объявлены позднее.

"Такая двойная оценка со стороны государственных служащих с одной стороны, и независимая оценка с широким исследованием мнений референтных групп с другой, позволяет выявить нам узкие места, которые получают разную оценку со стороны нас как исполнителей поставленных задач и людей, для жизни которых это должно иметь непосредственный значимый результат", - сказал Абызов.

Результаты самообследования

Внутренняя оценка предполагает самообследование по 10 механизмам, которые, по словам министра, "задают общий периметр работы ведомств с референтными группами и заинтересованными в реализации государственной политики гражданами". Среди принципов открытости - работа с референтными группами; принятие планов деятельности на 2013-2018 годы и годовой публичной декларации целей и задач с их общественным обсуждением и экспертным сопровождением; размещение информации о деятельности; публичная отчетность; независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения; обеспечение понятности нормативно-правового регулирования и государственных политик; работа с открытыми данными; взаимодействие с общественным советом; взаимодействие со СМИ; работа с обращениями граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества.

Ведомства ставят себе оценки уже три года подряд. В третьем самообследовании, которое проводилось в 2015 году, впервые включились в работу Минкавказ и Федеральное агентство по делам национальностей. С момента проведения первого самообследования в результатах наблюдается устойчивая положительная динамика: средний балл, на который госорганы оценивают свою открытость, постоянно увеличивается (110 баллов - в 2013 году, 134 балла - в 2014 году, 148 баллов - в 2015 году).

На этот раз состав топ-5 выглядит следующим образом: Минобороны поставил себе самый высокий балл - 262, за ним следует Минэнерго с 252 баллами, Минфин оказался на третьем месте с 249 баллами, четвертое занял Росавтодор (247), а пятое - Ростуризм (229).

Наименьшие баллы себе поставили ФАНО (73), ФСТЭК (71), Роскосмос (57), Минкавказ (47) и Росжелдор (28). Минобрнауки ушел из прошлогодней пятерки лидеров, продемонстрировав наиболее значительное падение в рейтинге: ведомство за год опустилось с 3-го на 49-е место, потеряв 113 балла. Сильно ухудшилась самооценка у Казначейства России (падение на 39 позиций в рейтинге) и у Россвязи (минус 31 позиция).

Причины и следствия

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) с максимальной отрицательной динамикой результатов самообследования чаще всего ставили себе низкие баллы за развитие таких механизмов, как "Независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения", "Открытые данные", "Информационная открытость", "Понятность нормативно-правового регулирования государственных политик и программ". А для ФОИВ с максимально положительной динамикой результатов самообследования характерно повышение средних оценок по таким механизмам, как "Работа с референтными группами", "Работа с обращениями граждан", "Понятность нормативно- правового регулирования, государственных политик и программ", "Публичная отчетность", "Планы деятельности и публичная декларация целей и задач".

Одной из причин улучшения результатов самооценки ведомств эксперты считают не только активизацию работы по повышению открытости, но и возможную необъективность оценки собственных достижений.

Ухудшение показателей ряда ведомств эксперты связывают, в частности, с внедрением электронного формата заполнения формы, который предполагает обязательное подтверждение положительных оценок ссылками на соответствующие разделы сайта или документы.

Таким образом, на основе проведенного анализа, с одной стороны, можно говорить о существенной положительной динамике внедрения в ФОИВ механизмов открытости. С другой стороны, учитывая сохраняющуюся тенденцию к необъективности оценки и завышению собственных результатов, необходимо продолжить практику проведения в дополнение к самообследованию независимой внешней оценки уровня открытости ФОИВ.

В первом полномасштабном рейтинге открытости, которое проводилось ВЦИОМ совместно с Открытым правительством и результаты которого были представлены в ноябре 2015 года, приняли участие 41 министерство и ведомство. В топ-5 самых открытых министерств и ведомств вошли Минобороны, МЧС, Минэкономразвития, ФАС и Минфин.