МОСКВА, 18 мая. /ТАСС/. Венская конференция по Ливии, на которой Запад и Россия выразили схожее отношение к урегулированию в этой стране, вряд ли поможет существенно улучшить ситуацию, но все же является хоть каким-то шагом вперед, считают эксперты, опрошенные ТАСС.
По их мнению, встреча в Вене показала: Россия и Запад вынуждены искать новые пути взаимодействия по Ливии.
И хотя свержение режима Муамара Каддафи, произошедшее вопреки позиции Москвы, резко осложнило отношения между Россией и Западом, сейчас обе стороны объединяет общая цель - не допустить создания в регионе нового плацдарма исламского терроризма.
Однако ситуация в стране столь взрывоопасная, что общего мнения по поводу того, что там нужно предпринять, в экспертном сообществе нет.
Оружие давать, но эмбарго сохранить
Мировые державы намерены возобновить поставки оружия признанному ООН легитимным правительству Ливии, которое обещает принять экстренные меры для противодействия растущей угрозе со стороны "Исламского государства" (ИГ, запрещено в РФ). Договоренность об оказании военной помощи правительству национального согласия (ПНС) была достигнута в Вене.
ПНС должно заменить два правительства, противостоящих друг другу после свержения в 2011 году режима Каддафи. В декабре 2015 года ПНС, которое перебралось на восток страны в город Тобрук, и исламистский "Всеобщий национальный конгресс", занявший столицу страны - Триполи, подписали соглашение о создании правительства единства для борьбы с ИГ, занявшей значительную часть территории страны, и другими радикалами. Пока стороны соблюдают соглашение, однако как долго это продлится, сказать сложно.
Конференция, проходившая под председательством госсекретаря США Джона Керри, должна была решить несколько ключевых задач. Одна из них - подтвердить международное признание ПНС и тем самым ускорить процесс консолидации власти. Вторая - принять принципиальное решение по наиболее трудному вопросу о возобновлении поставок Ливии оружия и военной техники. Поставки были остановлены после введения Совбезом ООН в отношении Триполи в феврале 2011 года оружейного эмбарго.
В принятом по итогам встречи заявлении говорится о готовности ее участников начать поставки оружия легитимному правительству Ливии в обход действующего эмбарго ООН. Само эмбарго будет сохранено - "для предотвращения попадания оружия силам, находящимся не под контролем правительства национального единства". США не обсуждают возможности военной интервенции в Ливию в настоящий момент, уточнил Керри.
"Запущенная ситуация"
Эксперты скорее скептически оценивают возможности мирового сообщества взять под контроль ситуацию в Ливии.
"Нужно было заниматься Ливией раньше, пока ситуация там не подошла к критической точке, когда все воюют против всех, - сказал ТАСС ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. - Потерпев серьезное поражение в Сирии, боевики ИГ перебазируются в Ливию. Ситуация осложняется тем, что там существует большое количество племен и родов. Каддафи в свое время удавалось сдерживать их, а теперь радикальные исламисты не только принадлежат ИГ, но являются представителями различных племен".
Надеяться на скорые результаты, по мнению Сотникова, не стоит, потому что в Ливии сложилась "уж больно запущенная ситуация".
Весьма пессимистично оценивает перспективы развития обстановки в Ливии и старший научный сотрудник ИВ РАН Николай Сухов. "ПНС признано лишь небольшой частью населения. Ливийское общество очень раздроблено, масса племен, группировок. Уже на протяжении пяти лет Ливия является зоной неконтролируемой контрабанды, и здесь затронуты финансовые интересы многих "черных" и "серых" игроков. Поэтому вряд ли реально что-то изменится в лучшую сторону. И не видно силы, которая могла бы заменить режим Каддафи и взять под свое влияние всю территорию и население", - отметил Сухов.
Ливия, по его словам, - "пример непродуманного влияния Запада". "На Западе теперь признают официально, что ликвидация Каддафи была ошибкой. А в результате страна на десятилетия будет территорией хаоса: лучше точно не будет".
Нужен диалог, а с кем - непонятно
Некоторую надежду на перемены к лучшему дает, по словам Сотникова, то обстоятельство, что "сейчас Россия и Запад на одной стороне, потому что никто не заинтересован в том, чтобы новый очаг исламистского джихадизма возник в Ливии".
"Договоренности по Ливии надо воспринимать в свете продолжающегося согласия между США и Россией по другим ближневосточным проблемам, - считает советник директора Российского института стратегических исследований, востоковед Елена Супонина. - В частности, по Сирии. Без этого, наверное, было бы трудно договориться и по Ливии".
Что касается оружейных поставок ливийскому правительству, то здесь, по ее мнению, существуют большие риски. "Правительство это нестабильно. Оно не контролирует всю территорию страны. Представители ПНС считают, что оружие им необходимо для борьбы с террористами. Но отследить, не попадет ли это оружие к самим террористам, будет в нынешней обстановке чрезвычайно сложно", - подчеркнула Супонина.
Главный научный сотрудник ИВ РАН Анатолий Егорин уверен, что без участия самих ливийцев в решении судьбы страны толка не будет. "Надо, чтобы ливийцы сами участвовали в процессе урегулирования, а не за них кто-то что-то решал. У них своих нравы, довольно жесткие. Без Ливии вопрос Ливии никто не решит. Хорошо, что на нее вообще обратили внимание хоть сейчас", - сказал эксперт. Правда, признал он, есть серьезная проблема: не очень понятно, с кем именно вести там диалог.