МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Противоречия в заявлениях турецких политиков по поводу выплаты компенсации за сбитый российский Су-24 объясняются стремлением Анкары, с одной стороны, возобновить сотрудничество с Москвой, а с другой - сохранить лицо правящей Партии справедливости и развития и ее лидера Реджепа Тайипа Эрдогана перед избирателями. Такое мнение выразили опрошенные ТАСС эксперты в связи с путаницей вокруг высказываний премьера Турции Бинали Йылдырыма.
Извинения за сбитый самолет
Накануне президент Турции принес российскому лидеру Владимиру Путину извинения за сбитый в ноябре прошлого года российский военный самолет и гибель его пилота Олега Пешкова. Вслед за этим сообщением в эфире телеканала ТРТ премьер Йылдырым указал, что в письме Эрдогана Путину турецкая сторона "выразила печаль из-за случившегося и сообщила, что, если необходимо, выплатит компенсацию". Однако затем агентство Reuters распространило прямо противоположное заявление Йылдырыма: "О компенсации речи не было, Турция лишь принесла свои извинения".
Реакция российских политиков на извинение Эрдогана
Вопрос принципа
По мнению руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, на самом деле сумма компенсации за сбитый Су-24 для экономик обеих стран - и для России, и для Турции - мизерная, но для Анкары это вопрос принципа.
"Выплата компенсации стала бы материальным подтверждением турецкого извинения. Не исключено, что Эрдоган одернул своего премьера, и тот вынужден был взять свои слова назад, потому что для президента Турции после семи месяцев отказа приносить извинения России вдруг разом и извиниться, и высказать готовность оплатить нанесенный ущерб в глазах избирателей означали бы полную сдачу позиций. Так что турецкая сторона инициирует модальность восстановления отношений с Россией по законам восточного торга, чтобы не выглядеть полностью проигравшей стороной", - считает академик Арбатов.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш также полагает, что при очевидном стремлении восстановить отношения с Россией для Эрдогана главное - его репутация в глазах турецкого общества. "Президент Турции сделал шаг навстречу России, но при этом стремится сохранить для своего электората лицо несгибаемого лидера и не соглашаться сразу на выполнение всех выдвинутых Кремлем условий возобновления сотрудничества, а именно - принесения извинений, выплаты компенсаций и наказания виновных в гибели пилота Су-24", - отметил эксперт.
Шаг к налаживанию отношений
Несмотря на возникшее противоречие в заявлениях турецкой стороны, эксперты считают, что президент Эрдоган "переступил через собственную гордость и амбиции" и действительно заинтересован в налаживании отношений с Россией. Другой вопрос - почему именно сейчас.
"По-видимому, Эрдоган понял, что ссориться по всем фронтам - и с США, и с Евросоюзом, и с Россией, и с соседними странами - неэффективно, надо начинать замирение. В начавшийся курортный сезон особенно тяжело приходится без российских отдыхающих турецкому туристическому бизнесу. Этим отчасти объясняется принесенное с большой задержкой извинение Эрдогана за сбитый Су-24", - сказал Кирилл Коктыш.
Алексей Арбатов также отмечает, что Турция накопила целый комплекс проблем и с Евросоюзом из-за миграционного кризиса и отложенного на неопределенный срок предоставления безвизового режима, и с Сирией, и с курдами. От разрыва отношений с Москвой Анкара несет серьезный экономический ущерб. "Обе стороны - и Турция, и Россия - заинтересованы в возобновлении сотрудничества, и оно постепенно начнется. В частности, никому не выгодно бросать на произвол судьбы такой мегапроект, как атомная электростанция "Аккую" на южном побережье Турции, строящаяся по российскому проекту отечественными компаниями", - отметил эксперт.
В свою очередь, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН Станислав Иванов констатировал, что вместо стремления обеспечить отсутствие проблем с соседними странами Турция столкнулась с прямо противоположным результатом - с конфронтацией по всему периметру своих границ.
"Принесенные Эрдоганом извинения можно объяснить стремлением Анкары компенсировать ущерб от нынешней внешней политики Турции с помощью восстановления отношений с Россией. Конечно, таких отношений, как до инцидента со сбитым Су-24, у двух стран уже не будет. Но народы и Турции, и России, и деловые круги хотят вернуться к сотрудничеству. Мы ведь не только отдыхали в Турции, но и продавали Анкаре газ, металл, строили АЭС "Аккую". В интересах обеих сторон наладить взаимодействие - это лишь вопрос времени, но процесс уже начался", - считает Иванов.
По его мнению, помимо выполнения условий Москвы для налаживания отношений в связи со сбитым турецкими ВВС самолетом Су-24, предстоящие дипломатические шаги для нормализации российско-турецких отношений обязательно будут включать переговоры о позиции Турции в отношении сирийского кризиса и борьбы с международным терроризмом.