Саммит НАТО на родине Варшавского договора

AP Photo/ Czarek Sokolowski

Встреча проходит в условиях формирования в Европе новой геополитической ситуации, напоминающей холодную войну. Тема защиты от угрозы с востока, то есть противостояния России, доминирует в повестке дня

ВАРШАВА, 7 июля. /Корр. ТАСС Денис Дубровин, Ирина Полина/. Саммит глав государств и правительств стран - членов НАТО пройдет в Варшаве 8-9 июля. Это событие носит, безусловно, исторический характер как для Североатлантического альянса, так и для самой Польши. Символично, что такая встреча впервые проводится на родине Варшавского договора (действовал с 14 мая 1955 по 1 июля 1991 года), объединявшего в период холодной войны противостоявшие НАТО социалистические государства во главе с СССР. Впрочем, это не первый саммит альянса, проводящийся в странах бывшего соцлагеря: осенью 2006 года лидеры государств блока встречались в Риге, а в апреле 2008-го - в Бухаресте.

Главы делегаций соберутся на торжественный ужин в Президентском дворце, где в 1955 году был подписан Варшавский договор. Однако поскольку всех участников саммита дворец вместить не сможет, основная работа форума будет проходить на стадионе, построенном к чемпионату Европы по футболу 2012 года. Главы МИД встретятся за рабочим обедом в Большом театре, а министры обороны - во Дворце примаса.

В Варшаву прибудут 65 делегаций из 28 стран НАТО и 26 государств-партнеров, а также представители ООН, ЕС, Всемирного банка и штаб-квартиры НАТО. В общей сложности мероприятие соберет около 2,5 тыс. участников, в чье распоряжение будут переданы 600 автомобилей и 1250 водителей. На саммит аккредитованы 2 тыс. журналистов. На плановые организационные расходы из бюджета Министерства национальной обороны Польши было выделено 160 млн злотых (около $40 млн), однако уже известно, что итоговая сумма выросла из-за приобретения дополнительного оборудования для мониторинга и обеспечения безопасности встречи.

Вперед в прошлое?

Воспоминания о, казалось бы, навсегда ушедших в историю Варшавском договоре и социалистическом блоке сегодня навевает не только география.

Саммит проходит в условиях формирования в Европе новой геополитической ситуации, которая сильно напоминает противостояние времен холодной войны. Тема защиты от угрозы с востока, то есть противостояния России, доминирует в повестке дня. Если проанализировать практические меры, которые планируют принять в Варшаве лидеры НАТО, то станет ясно, что альянс в настоящее время уделяет гораздо больше внимания укреплению своей защиты от России, не причинившей странам НАТО никакого вреда, чем усилиям по борьбе с терроризмом, группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), ответственной за гибель сотен мирных европейских граждан.

Генералы всегда готовятся к войнам прошлого: этот тезис великолепно характеризует сегодняшние действия НАТО. Альянс был спроектирован, создан и нацелен на противостояние и сдерживание Советского Союза. Военная инфраструктура, системы управления и концепция существования НАТО были подчинены этой задаче. Несмотря на все попытки трансформации, начатые в 90-х годах прошлого века, альянс не смог перешагнуть через себя.

Площадка для глухих

Созданный в 2002 году для сотрудничества с Москвой Совет Россия - НАТО (СРН) остался, по меткому выражению Дмитрия Рогозина в период его работы постпредом при НАТО, "площадкой для диалога глухих".

Работа СРН в кризисные моменты наших отношений, когда диалог был необходим более всего, оказывалась заблокированной со стороны альянса. Так было в августе 2008 года (в период проведения Россией операции по принуждению Грузии к миру после агрессии Тбилиси в Южной Осетии и Абхазии), так было и в 2014 году (когда после переворота в Киеве в Крыму был проведен референдум, и полуостров вошел в состав России). Работа СРН полноценно не реанимирована и сегодня.

За два последних года Совет Россия - НАТО на уровне послов собирался три раза, хотя рабочие консультации этом уровне продолжаются достаточно активно. С начала июня предпринимаются попытки согласовать время и программу новой встречи, однако до саммита в Варшаве это сделать не удалось. Теперь, вероятно, заседание СРН пройдет уже после: обе стороны утверждают, что подготовка продолжается.

Откуда угрозы?

Эксперты, политики и генералы НАТО в последние недели соревнуются в "похвалах" российской армии. Так, командующий сухопутными войсками США в Европе Бен Ходжес заявил, что российская армия способна захватить государства Прибалтики за 60 часов. Однако никто в НАТО не в состоянии дать внятный ответ на вопрос, зачем России это делать. Складывается впечатление, что для НАТО этот вопрос вообще не стоит: альянс считает, что Москва угрожает странам Прибалтики по определению.

Сегодня НАТО утверждает, что реагирует на исходящие от России вызовы, но эта реакция неизменно приводит к ответным действиям РФ, на которые альянсу снова придется реагировать. В интервью ТАСС генсек НАТО Йенс Столтенберг, в частности, заявил, что все текущие военные приготовления его подчиненных связаны исключительно с воссоединением Крыма с РФ. Однако он не упомянул, что задолго до ситуации с Крымом новые страны НАТО отказались ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Да и систему ПРО в Европе США начали разворачивать за пять лет до украинских событий, все это время отказываясь давать гарантии по поводу ее ненаправленности против России.

Укреплять оборону на востоке

В середине июня в Брюсселе министры обороны стран НАТО приняли ряд мер и рекомендаций для укрепления обороны и политики сдерживания на всех направлениях. На последнем саммите альянса в Уэльсе в 2014 году был принят План действий по повышению боеготовности (Readiness Action Plan, RAP). В Варшаве НАТО должна констатировать, что его главные элементы выполнены. Речь идет, в частности, об укреплении Сил реагирования НАТО (NATO Response Force, NRF) и создании Сил сверхбыстрого реагирования альянса (Very High Readiness Joint Task Force, VJTF), известных под названием "Наконечник копья" (Spearhead Forces).

Расширение НАТО на Восток

Лидеры альянса должны также объявить о достижении полной готовности шестью локальными подразделениями по интеграции сил НАТО (NATO Force Integration Units, NFIU), или, проще говоря, штабами, готовыми принять командование войсками НАТО в случае их развертывания на восточном фланге. Лидеры 28 стран НАТО объявят и о создании в Польше и государствах Прибалтики четырех многонациональных батальонов: в их составе будут числиться военнослужащие из США, Канады, Германии и Великобритании. Затем каждый из национальных контингентов будет усилен дополнительными военными еще из нескольких государств НАТО.

Развертывание этих сил должно начаться в январе 2017 года. Планируется, что они будут полностью готовы к ведению боевых действий и отражению "возможного вторжения". Как ранее сообщил в интервью ТАСС Столтенберг, в обычном режиме, то есть в отсутствие вторжения, эти силы будут заниматься проведением учений, рутинной военной подготовкой и повышением уровня взаимодействия.

Саммит примет решения и об усилении своих юго-восточных рубежей: речь идет о военном присутствии в Черноморском регионе. Пока эти планы ограничиваются созданием в Румынии международной штабной структуры бригадного уровня, на базе которой в перспективе предполагается сформировать многонациональную учебную бригаду. Как этот процесс будет проходить на практике, сколько времени займет и каковы будут численность и задачи нового подразделения, натовцам еще предстоит решить.

Планы по обеспечению стабильности

Однако НАТО сегодня видит своей целью не только защиту собственной территории, но и распространение, или, как принято говорить в Брюсселе, проецирование, стабильности и безопасности на третьи страны. В рамках реализации этих задач к варшавскому саммиту подготовлены программы партнерства и сотрудничества с несколькими государствами Ближнего Востока и Африки. 11 из них откроют свои дипломатические представительства при штаб-квартире НАТО.

В польской столице также будут обсуждаться планы по усилению военного присутствия в регионе Средиземного моря в целях контроля миграции и расширения возможностей оказания помощи Турции в случае нового обострения сирийского конфликта. Для активизации борьбы с ИГ альянс обещает расширить свою программу подготовки офицеров для иракской армии: если раньше их готовили на территории безопасной Иордании, то сегодня НАТО готова вести такую работу и в самом Ираке.

В рамках саммита состоится пять рабочих сессий. Среди них значится и заседание комиссии НАТО - Украина с участием президента этой страны Петра Порошенко. Как ожидается, будет принято решение об углублении сотрудничества альянса с Украиной, в том числе об обучении украинских солдат. В НАТО заверяют, что делается это не в целях борьбы с Россией или ополченцами на востоке Украины, а ради "укрепления возможностей на будущее".

Среди 25 документов, которые планируется принять на саммите, будет декларация о кибербезопасности и пакет поддержки для Грузии. При этом, однако, о предоставлении Киеву и Тбилиси планов действий для членства речи не идет.