МОСКВА, 1 августа. /ТАСС/. Закончившееся двухнедельное противостояние армянских властей с группой радикалов-оппозиционеров, захвативших в Ереване здание полиции, несомненно, будет иметь серьезные политические последствия, уверены эксперты, опрошенные ТАСС. Некоторые считают, что речь идет о проработке элементов самой настоящей цветной революции, другие не высказываются так определенно, признавая, однако, что без помощи извне радикалы подобно типа не могут в Армении существовать. Как бы то ни было, уверены аналитики, властям придется делать из этих событий серьезные выводы.
17 июля группа вооруженных лиц, впоследствии назвавшая себя "Сасна црер", захватила в Ереване здание полиции. В бою погиб один полицейский, еще четверо, а также один член группы получили ранения. Затем были захвачены новые заложники. Группа напавших потребовала освобождения своего лидера Жирайра Сефиляна, арестованного за приобретение оружия, а также отставки президента и правительства Армении, которых обвинили в готовности пойти на недопустимые уступки в карабахском вопросе.
В воскресенье в результате антитеррористической операции здание полка полиции было освобождено, а 20 мятежников - арестованы.
29 июля погиб полицейский, который сидел в машине в 400 м от здания и был застрелен снайпером.
На применение силы ереванцы в субботу ответили акцией протеста. И если в первые дни в поддержку мятежников на улицы выходили не более 100 человек, то к субботе число протестующих заметно увеличилось.
Что это было
"Это было очень опасное событие, не рядовое, не случайное, - уверен профессор факультета политологии МГУ Андрей Манойло. - Налицо применение технологий цветных революций".
"Любая активная фаза цветных революций начинается с инцидента, а инцидентом должно быть событие, шокирующее население, приводящее его в возбужденное состояние, когда у людей повышается эмоциональный фон, разум и логика при этом отключаются. Во многих странах в качестве традиционного повода было оспаривание результатов выборов. А здесь попытались отработать в качестве инцидента способ силового захвата здания полиции", - отмечает он.
"Другое дело, то, что вся эта банда сдалась, - по всей видимости, на это и было рассчитано. Потому что этот захват должен был произвести лишь определенный демонстрационный эффект. Те, кто организовал эту акцию, изучали стихийную реакцию населения. Впоследствии они будут действовать, исходя из выявленных особенностей", - полагает Манойло.
Эксперт обращает внимание на фактор появления снайпера, который был ранее использован в Киеве. "Снайпер убил полицейского, который сидел в машине. А вообще могли бы открыть огонь и по толпе, если бы вокруг собралось достаточное количество полиции. И заявили бы, что власть расстреливает народ, и далее все могло пойти по классическому сценарию цветной революции", - отмечает он.
По мнению Манойло, речь в данном случае идет о "тестовом варианте".
"Те, кто собирается организовывать цветную революцию в Армении, пошагово отрабатывают разные элементы этой технологии, не весь сценарий целиком, а пошагово, - замечает Манойло. - Потому что в Армении у власти - ветераны карабахской войны, которые будут сопротивляться до последнего".
"Это была проба, - согласен первый замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. - Оказалось, что радикалов поддерживает определенная часть населения, но явно недостаточная для организации цветной революции".
Замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что речь идет не о подготовке цветной революции, а о свидетельстве существования в стране оппозиционных структур радикального толка, которые пытаются обратить на себя внимание.
По его словам, если бы готовилась цветная революция, все шло бы по другим сценариям. Они известны. Первый - народное восстание по итогам выборов, второй - это майдан. В любом случае идет разговор о смене власти.
"Радикальные структуры, которые мы видим в Армении, маргинальны и реально никакой программы не предлагают. Они решили, что сам факт их выступления сдетонирует, и начнется политический кризис, что позволит им изменить ситуацию", - отмечает Суздальцев.
Кто за этим стоит
"Американские уши здесь явно не торчали, - признает Манойло. - Но важно понимать, что цветные революции - это изобретение американцев, и никто в мире больше не умеет этими технологиями пользоваться".
"Прямых свидетельств того, кто из зарубежных сил стоит за этим, нет, - говорит Жарихин. - Но официальная позиция ЕС была очень двусмысленной. Вооруженный захват органов власти, захват заложников, и при этом разговор о соблюдении прав человека. То есть тех людей, которые этот захват и совершили".
Суздальцев согласен, что какая-то внешняя поддержка у мятежников была. "Кто их спонсирует, можно гадать. Могут быть самые удивительные комбинации. Внимание к Армении огромное, она находится в очень геополитически важном регионе. Мы не знаем, кто раскачивает из-за рубежа, но кто-то, конечно, их поддерживает, какие-то внешние силы", - убежден он.
Последствия и выводы
"Власти нужно сделать выводы, что силовые структуры работают плохо: они допустили захват и слишком долго тянули с завершением конфликта, - подчеркивает Жарихин. - Они балансировали на грани цветной революции. Но их спасло то, что массовой поддержки у этого выступления не оказалось".
"Последствия будут заключаться в том, что армянские власти с помощью легальных партий попытаются переформатировать политический ландшафт республики и ликвидировать ниши для несистемных оппозиционных группировок", - полагает, в свою очередь, Суздальцев.