22 августа 2016, 07:00

Борьба за лайки: как кандидаты в Госдуму осваивают соцсети

Артем Коротаев/ ТАСС

Исследовательский центр ТАСС изучил социальные сети 14 партий и узнал, кто делает ставку на привлечение избирателя через интернет, а кто даже не следит за количеством подписчиков в своих аккаунтах

В выборах в Госдуму будут участвовать 14 партий. Исследовательский центр ТАСС изучил их социальные сети и узнал, кто делает ставку на привлечение избирателя через Facebook, "Вконтакте", Twitter, Instagram, кто даже не следит за количеством подписчиков в своих аккаунтах, а кто публикует в ленте котиков. 

Лидеры по подписчикам

"Единая Россия" — лидер по количеству подписчиков в социальных сетях. При этом официальная группа партии в Facebook закрытая. Чтобы записаться в нее, нужно одобрение модератора. (В будний день такое одобрение было получено в течение 20 минут с момента отправки запроса.) 

Но в этой закрытой группе партия публикует ровно те же официальные новости, что и в открытых группах на других площадках ("ВКонтакте", Facebook, "Одноклассниках", Twitter, YouTube и Instagram). Одним из хороших решений предвыборной агитации через соцсети можно назвать публикацию кратких выдержек из политической программы партии. 

Дело в том, что программный документ состоит более чем из 100 страниц и включает восемь тематических разделов, так что он явно сложен для восприятия теми, кто привык быстро скролить ленту в Facebook.

Другая парламентская партия ЛДПР (занимает второе место по количеству подписчиков) указала на своем сайте ссылки на официальные аккаунты в "ВКонтакте"Facebook"Одноклассниках" и Twitter. Более чем в половине сообщений ньюсмейкером выступает Владимир Жириновский. А вот аккаунт в Instagram есть только у молодежного крыла партии, площадка называется "Молодежь ЛДПР". Официальный сайт партии не дает на него ссылку. Судя по всему, ведет этот аккаунт сам лидер молодежного отделения партии Василий Власов. И как основные аккаунты партии посвящены преимущественно Жириновскому, так молодежный Instagram сфокусирован на Власове. Власов баллотируется в депутаты Госдумы и явно использует партийный аккаунт для агитации за свою кандидатуру. 

Замыкает тройку лидеров КПРФ, в своих аккаунтах в интернете также выкладывает практически одинаковый контент: новости партии, региональная активность, мнения лидеров о политических событиях в стране. Исключение — Twitter. Помимо прочего модератор размещает эмоциональные комментарии о социально-политических событиях, публикует новости, не относящиеся к партии (например, об операции в Сирии или ситуации на Украине). 

OxiMironov vs ZuGGano

Реальные дебаты как инструмент агитации решила испробовать только партия "Родина". 8 августа в Facebook политтехнолога Дмитрия Гусева в режиме реального времени дискутировали идеолог «Родины» Федор Бирюков и директор Центра политического анализа Павел Данилин.

"Справедливая Россия" пошла другим путем. 5 августа справороссы представили первый выпуск своего агитационного проекта "Дебаттл" на официальном канале партии в YouTube. Авторы ролика в мультипликационной форме показали, как могли бы пройти предвыборные дебаты лидеров политических партий в виде битвы рэперов.

В трехминутном ролике в образе мультипликационных рэперов спорят о будущем России лидер "Справедливой России" Сергей Миронов под псевдонимом OxiMironov и персонаж, похожий на председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, под псевдонимом ZuGGano.

За два дня ролик набрал более 300 тыс. просмотров. Это много, если сравнивать с интересом интернет-пользователей к предвыборным роликам других партий. Но мало, если сравнивать с интересом к видеоконтенту в ходе прежних предвыборных кампаний.

Насколько успешен первый "Дебаттл" среди молодежи, судить сложно, но о возможной реакции целевой аудитории можно судить хотя бы по тому, что на YouTube у видео отключены комментарии. 10,5 тыс. человек отметили ролик как понравившийся, 10,7 тыс. сочли его плохим.

По мнению некоторых экспертов, подобные ролики не смогут привлечь молодежь. Президент фонда "Центр политических технологий" Игорь Бунин считает, что в соцсетях молодежь не занимается политикой. 

"Политический интернет молодежи не интересен, ее там интересует совсем другое. Скорее всего, политический интернет — это прибежище очень политизированных групп, в которые молодежь не входит", — заявил он в интервью ТАСС.

"Старикам тут не место"

Аккаунт в популярном мессенджере Telegram из всех 14 партий, которые участвуют в выборах, есть только у Партии роста. Партия выступает за продвижение новых технологий, замену государственных чиновников на компьютеры и легализацию биткоинов. Поэтому неудивительно, что у лидера партии Бориса Титова есть даже аккаунт в Periscope, у которого, правда, всего 28 подписчиков. 

На всех своих интернет-площадках партия продвигает два агитационных ролика – авторские рисованные мультфильмы с лозунгами "Партия роста запрещает запрещать" и "Партия роста против манипуляции сознанием"

Герой первого мультфильма – офисный работник, который утром первым делом берет iPhone и лезет на интернет-сайты, потом едет в офис, где проводит весь день за компьютером. Вечером он едет в спортзал, а оттуда домой спать. Сначала он обнаруживает, что власти запретили интернет, потом его машину эвакуировали, так как она была неправильно припаркована, и т.д. В итоге его жизнь становится невыносимой. Тогда герой ролика задумывается о смене власти. Сюжет второго мультфильма: пока люди протестовали против законопроекта о том, что все дома должны украшать башенки, законодатели тихо приняли другой закон, серьезный (не говорится, какой). Призыв – выбирать честных законодателей.

Стоит отметить, что модераторы партии в соцсетях не всегда тщательно подходят к выбору иллюстративного материала. Например, 2 августа в Instagram разместили иллюстрацию с лозунгом "Старикам тут не место" на фоне здания Госдумы.

При этом средний возраст кандидатов в депутаты Госдумы из общефедеральной части списка Партии роста — 52,3 года. Первый номер в списке — председатель партии 56-летний Борис Титов, на втором месте — 58-летняя Оксана Дмитриева. Из остальных восьми общефедеральных кандидатов двоим больше 60, троим — от 50 до 60 лет. Только один кандидат младше 40 лет, а людей младше 30 в списке нет. 

А правильно посчитать забыли

Есть же и партии, которые считают, что уделять время соцсетям перед выборами — пустая трата времени.

На сайте ПАРНАСа есть ссылки на официальные площадки в Facebook, "ВКонтакте"Twitter, "Одноклассниках"Instagram и YouTube. Однако соцсети явно не являются для партии важным направлением работы. Это видно уже по тому, что информация о числе подписчиков в соцсетях на сайте не обновляется. Например, на сайте под значком YouTube указано, что на аккаунт партии подписано 843 пользователя. На самом деле — 2921. Судя по сайту, в Facebook в группу ПАРНАС записались 8 тыс. пользователей, на самом деле таких уже больше 9,6 тыс.

Сайт другой политической партии, "Гражданская сила", содержит ссылки на официальные аккаунты в "Одноклассниках" и Twitter, которые не обновляются больше года. На странице партии в Facebook — просто информация о "Гражданской силе" со ссылкой на "Википедию". «ВКонтакте» — закрытая группа (186 участников). Однако узнать, что там происходит, понять не удалось: в течение двух суток с момента подачи заявки модераторы никак не отреагировали на нее. Вероятно, партия не заинтересована в привлечении новых подписчиков.

Еще одна партия, для которой соцсети совсем не главный инструмент агитации, — российская экологическая партия "Зеленые". На сайте партии даже нет ссылок на ее аккаунты в соцсетях. Тем не менее они существуют. В Facebook размещают новости партии, сообщения об экологических нарушениях, призывы помочь животным.

В Twitter (где у партии всего 12 читателей) в основном появляется информация о протестных акциях и нарушениях. В последний раз площадка обновлялась в мае.

Российская партия пенсионеров за справедливость также решила не указывать на сайте ссылки на соцсети.  Свой Twitter партия и вовсе забросила — последний раз эта площадка обновлялась в октябре 2015 года. Содержание же групп в Facebook, "ВКонтакте" и в "Одноклассниках" пересекается, но не дублируется полностью. Facebook обновляется чаще всего, здесь больше ссылок на политические статьи в СМИ с комментариями модераторов. "ВКонтакте" больше картинок, а комментарии более резкие и выдержаны в стилистике лозунгов. "Одноклассники" обновляются реже, здесь меньше текста и больше иллюстраций, демонстрирующих связь поколений ("не злитесь, когда родители просят научить их пользоваться техникой", "никогда не бейте детей" и т.п.). Становится очевидно, что модераторы пытаются приводить контент в соответствие с возрастными характеристиками аудитории площадок. 

Немного котиков вам в ленту

А вот партия "Яблоко" подтверждает тезис "все любят котиков". В соответствии с актуальными тенденциями в своем Instagram политическая сила разместила фотографию котиков, которых раздал "в добрые руки" представитель одного из региональных отделений. 

 Партия выделилась еще и тем, что оказалась единственной, на официальном сайте которой в перечне своих площадок в соцмедиа указала аккаунт в LiveJournal, причем на первом месте. Страница обновляется регулярно.

Записи же в Facebook, "ВКонтакте" и в "Одноклассниках" практически идентичны. Здесь много ссылок на информацию с официального сайта. Но среди прочего — на раздел "Блоги", где стиль неформален и больше соответствует формату соцсетей, чем официальных новостей. Есть ссылки на публикации СМИ с авторскими комментариями модераторов. Это не только статьи о политическом процессе в России, но и просто интересные новости, например о предолимпийском Рио-де-Жанейро.

В ожидании выборов

Для абсолютного большинства партий социальные сети — еще один канал донесения до аудитории информации, публикуемой на официальных сайтах. 

"Часть партий, например та же "Единая Россия", ведет более классический, серьезный, официозный партийный аккаунт. Отдельные депутаты пытаются поярче выступить, чтобы привлечь внимание. Иногда цена привлечения внимания слишком большая. Внимание привлекают, только почти всех поднимают на смех", — отметил в интервью ТАСС политтехнолог Валентин Бианки.

Возможно, по мнению Бианки, просто нужно исходить из того, что интернет-пользователи, которых практически половина страны, так же, как и просто избиратели, очень разные.

"Этот некий миф, что интернет-аудитория какая-то особенная, с каждым годом отживает свое. И поэтому КПРФ нужно думать про своих избирателей — раз; второе — пытаться как-то молодежи донести свои цели не просто в шутливом формате, а рассказать, в чем, собственно, суть, что это уже не те коммунисты, что были их бабушки и дедушки", — отметил политтехнолог.

Сделать это получается только у отдельных людей, в отдельных компаниях, резюмировал собеседник ТАСС.

Тем не менее, проанализировав аккаунты всех партий, можно точно сказать, что в ходе предвыборной кампании многие наряду с классическими агитационными приемами все-таки принялись осваивать и новые технологии. А вот получилось ли у них это, уже покажут проценты, которые заработают партии по итогам голосования 18 сентября. 

 

Данные подготовлены Исследовательским центром ТАСС

Данные актуальны на 12.00 мск 19 августа