8 декабря 2016, 07:04,
обновлено 8 декабря 2016, 08:48
Кризис в Сирии

Рябков: угрозы Запада санкциями за Сирию говорят о его бессилии

Сергей Рябков. Артем Коротаев/ ТАСС
Сергей Рябков

Замминистра иностранных дел РФ также сообщил, что Россия и США близки к пониманию по Алеппо, но Москва не испытывает завышенных ожиданий

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Угрозы Запада санкциями за Сирию свидетельствуют о его политическом бессилии.

Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.

"Если политики вновь пытаются угрожать нам санкциями, то это весьма саморазоблачительный шаг, он свидетельствует о полном политическом бессилии этой группы государств", - подчеркнул он.

"Вы знаете, как в американской и европейской политической лексике говорится: "трусливый террористический акт". Всегда это слово запоминалось, - отметил Рябков. - Вот это трусливое объявление о возможности новых санкций... кроме иронии и подтверждения нашей убежденности в собственной правоте, подобного рода сигналы не дают".

Близость к взаимопониманию по Алеппо

Замминистра также сообщил, что Россия и США близки к достижению взаимопонимания по Алеппо, но завышенных ожиданий нет. 

"Не побоюсь утверждать, что мы близки к достижению взаимопонимания, но хочу предостеречь от завышенных ожиданий, потому что весь опыт диалога с США в последние месяцы, последние недели заставляет нас по несколько раз проверять и перепроверять, в какой степени находятся те или иные договоренности", - сказал дипломат.

По его словам, в последнее время между Россией и США произошел интенсивный обмен документами по тематике Алеппо, ситуация там меняется ежечасно. "Поэтому говорить о том, какой из вариантов текста (договоренностей) в данный момент находится на поле переговоров, бессмысленно, так как правки в текст вносятся в режиме реального времени, - сказал Рябков. - Мы вчера вечером занимались этой работой, утром ее продолжили".

Замглавы МИД РФ также напомнил, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри провели накануне в Гамбурге уже вторую встречу за последние несколько дней. "Это говорит об интенсивности процесса", - подчеркнул Рябков. 

Устойчивые договоренности

Рябков выразил надежду, что договоренность с США по Алеппо будет более устойчивой, чем предыдущая.

Он отметил "абсолютно неприемлемую ситуацию, которая сложилась с попыткой доработать документ несколько дней назад на фоне осознанного стремления ряда государств поставить Россию под вето". "Это неприемлемая ситуация, нас тоже в определенном смысле сейчас вынуждают проявлять осторожность, - сказал дипломат, отвечая на вопрос ТАСС. - Где эти "креденшиалс", верительные грамоты, опираясь на которые можно сделать вывод, что администрация США имеет консолидированный подход по этому вопросу, что в Вашингтоне, силовом блоке или где-то в Белом доме нет влиятельных деятелей, которые осознано ведут дело к срыву договоренностей с Россией".

"Как неоднократно говорилось на разных уровнях, мы никогда руки не опускаем, продолжаем работать, используем любой шанс, - сказал замглавы МИД РФ. - Поэтому выход на взаимопонимание возможен. Будем надеяться, что это взаимопонимание и договоренность будут более устойчивыми, чем то, что мы видели в прошлом".

Гуманитарная помощь Сирии

Высказывания верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини о том, что только Евросоюз поставляет гуманитарную помощь в Сирию, - возмутительное передергивание фактов, заявил Рябков.

"Гуманитарный план ООН - это нечто, существующее на бумаге, женевские международники и гуманитарщики по совершенно непонятным причинам упустили десятки возможностей вступить реальным образом в процесс, подключиться к работе по облегчению гуманитарной ситуации жителей Алеппо, пригородов и других районов Сирии, - сказал Рябков. - Но сделано это не было по сугубо политическим мотивам, потому что эти гуманитарщики руководствуются зачастую совершенно иными соображениями, далекими от задачи оказания гуманитарной помощи".

"Я в этот же ряд поставил бы также заявление верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности о том, что только ЕС поставляет гуманитарную помощь в Сирию, - продолжил высокопоставленный дипломат. - Видимо у ЕС в понимании происходящего в Сирии есть только одни клиенты, которые воюют с законным правительством, именно они, наверное, являются рецепиентами гуманитарной помощи ЕС".

"Это возмутительное передергивание фактов, игнорирование того, чем Россия занята в течение продолжительного времени, - подчеркнул Рябков. - Никто, кроме России, гуманитарную помощь не оказывает, но мы не гонимся за первенством".

Изоляция для РФ невозможна

Рябков подчеркнул, что конфронтация и самоизоляция - это не выбор России и не ее путь на международной арене.

"Если какое-то время назад нас хотели видеть в некоторых клубах, закрытых группировках, то лишь в качестве младшего партнера, проигравшего в холодной войне и потому обреченного на роль ведомого, - отметил дипломат, выступая на конференции "X Конвент РАМИ (Российской ассоциации международных исследований): 25 лет внешней политике России". - Какие бы исторические испытания ни проходила Россия, подобная цена вхождения в клуб избранных для нас не была и не будет приемлемой".

По словам Рябкова, окончание холодной войны не отменило расхождений и объективных политических, экономических, военно-стратегических противоречий между государствами и группировками, особенно между государствами, самостоятельно определяющими свои национальные интересы. "Россия, безусловно, в их числе и будет относиться к этой категории и в дальнейшем", - подчеркнул он.

"Очередной конфронтацией, новой холодной войной нас пугали в годы, последовавшие за розовым романтическим периодом конца 90-х и совсем недавно, после крымских и украинских событий, - продолжил замглавы МИД РФ. - Но мы не испугались, в обиду себя не дали, в этом вряд ли у кого есть сомнение".

"Вместе с тем конфронтация - не наш выбор и не наш путь, как не наш путь и другая крайность, а именно самоизоляция в целях сбережения сил для внутреннего развития, - констатировал дипломат. - В современном мире изоляция или самоизоляция - это в принципе проблема, а для такой страны, как Россия с ее масштабами, (изоляция) просто невозможна. Это противоречило бы и нашим собственным интересам".

"Вся историческая традиция России свидетельствует о востребованности нашей страны на международной арене именно в качестве самостоятельного игрока, - заключил высокопоставленный дипломат. - Наш потенциал и возможности играть конструктивную роль в международной политике значительны, и мы будем ими активно пользоваться".