23 января 2017, 13:53
Дело ЮКОСа

Судья КС считает недопустимым запрос Минюста по делу ЮКОСа

Владимир Ярославцев отметил, что такое обращение не может быть допустимым в силу действия принципа nemo judex in propria causa (никто не может быть судьей в собственном деле)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 января. /ТАСС/. Обращение Министерства юстиции в Конституционный суд (КС) о невозможности исполнения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу ЮКОСа не должно было рассматриваться судом. Об этом говорится в особом мнении судьи КС РФ Владимира Ярославцева, опубликованном вместе с постановлением КС.

"Министерство юстиции Российской Федерации нашло "упрощенный" выход из создавшегося положения путем обращения в Конституционный суд о невозможности исполнения постановления ЕСПЧ. Такое обращение не может быть допустимым и в силу действия принципа nemo judex in propria causa (никто не может быть судьей в собственном деле), поскольку вывод ЕСПЧ о нарушении конвенции (о правах человека - прим. ТАСС) во многом был обусловлен установлением нарушения принципа законности постановлением КС РФ от 14 июля 2005 года", - отмечает Ярославцев.

Тогда КС признал не противоречащими Конституции положения ст. 113 Налогового кодекса о сроке давности привлечения к ответственности, одновременно указав, что положения статьи по своему конституционно-правовому смыслу не исключают для суда возможность (в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки) признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности.

В свою очередь, напоминает Ярославцев, ЕСПЧ в 2011 году в частности указал на влияние этого постановления на исход 40 судебных разбирательств о взыскании налоговых санкций за 2000 и 2001 годы.

Судья также отмечает, что постановление ЕСПЧ, принятое в 2011 году, в котором содержались меры общего характера по делу ЮКОСа, не было обжаловано российскими властями в положенный трехмесячный срок. "Они не реализовали своего права на обжалование и тем самым формально-юридически признали законность и обоснованность указанных судом нарушений Конвенции", - говорится в особом мнении. Более того, отмечает Ярославцев, 15 мая 2013 года РФ представила в Комитет министров Совета Европы план мероприятий по исполнению данного постановление.

По его мнению, "непоследовательная и весьма противоречивая позиция российских властей фактически поставила в "правовой тупик" решение вопроса по данному делу".

"Полагаю, что Минюсту РФ не следует искать легких путей разрешения вопроса посредством обращения в Конституционный суд Российской Федерации, а необходимо продолжить диалог с межгосударственным органом - Комитетом министров Совета Европы, используя механизм обращения в этот орган, предусмотренный статьей 46 Конвенции", - отмечает судья.

"Полагаю, что запрос Министерства юстиции Российской Федерации не является допустимым и производство по делу подлежит прекращению", - заключает Ярославцев.

Особые мнения

Особое мнение судьи - это официально выраженное судьей мнение, не совпадающее с позицией большинства в части постановляющих выводов решения или их обоснования.

После оглашения постановление КС по делу ЮКОСа 19 января, в котором суд признал невозможным исполнение решения ЕСПЧ, председатель КС Валерий Зорькин рассказал журналистам, что, по данному делу могут появиться два особых мнения судей. По его словам, они были высказаны в ходе обсуждения, однако ему неизвестно, будут ли они сформулированы официально и опубликованы, на это решение у судей есть две недели.

Дело ЮКОСа

В 2014 году ЕСПЧ присудил бывшим акционерам ЮКОСа более €1,866 млрд в качестве компенсации по их жалобе против России, рассмотренной в 2011 году. ЕСПЧ посчитал необоснованным взыскание с компании в 2000-2001 годах штрафов за налоговые правонарушения, одним из доводов стало истечение трехлетнего срока давности. Министерство юстиции обратилось с запросом о возможности исполнения данного решения в КС.

Конституционный суд (КС) РФ разрешил не платить компенсацию акционерам ЮКОСа, однако посчитал, что в качестве компромисса власти страны все-таки могут заплатить компенсацию, но не за счет бюджета РФ, а за счет вновь выявляемого имущества компании. 

LiveInternet