МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы протокол №15 к конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, который в том числе содержит указание на субсидиарную (дополняющую) роль Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по отношению к национальным правовым системам. Информация об этом размещена в думской электронной базе данных.
Как сообщалось ранее, документ был подписан 19 сентября 2016 года. Со стороны РФ протокол подписал министр юстиции Александр Коновалов.
В соответствии с протоколом, преамбула конвенции дополняется указанием на субсидиарную роль ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам и наличие у государств-участников определенной свободы усмотрения при применении конвенции на национальном уровне. Кроме того, срок подачи жалобы в ЕСПЧ сокращается с шести до четырех месяцев.
Также отменяется правило о прекращении полномочий судей ЕСПЧ по достижении ими 70-летнего возраста. Это позволит опытным судьям занимать свой пост дольше, чем в настоящее время, отмечали в Минюсте РФ. Помимо этого отменяется правило о возможности государств возражать против уступки Палатой ЕСПЧ юрисдикции в пользу Большой палаты ЕСПЧ.
В целом подписание протокола №15 было нацелено на "регламентирование деятельности ЕСПЧ, а также достижение баланса между ответственностью государства за соблюдением обязательств по конвенции и ролью суда, которую он призван исполнять", указывали в Минюсте РФ.
Как пояснил ТАСС депутат, экс-представитель Госдумы в Конституционном суде (КС) Дмитрий Вяткин, протокол "не ставит под сомнение положение законодательства РФ, которое позволяет КС принимать решения о возможности или невозможности исполнения решения Европейского суда", отметил он. "Эта ратификация достаточно нейтральна", - констатировал политик.
История вопроса
Вяткин напомнил, что предназначение ЕСПЧ изначально было в том, чтобы "не подменять собой национальные судебные системы", тем более не планировалось наделять ЕСПЧ "правом отменять судебные решения или пересматривать вердикты, принятые в государствах - участниках конвенции". "Напротив, Европейский суд должен был выявлять и принимать решения по тем или иным фактам нарушения прав человека по конвенции, - сказал он. - Но суд начал самостоятельно, по собственной воле расширять свою компетенцию".
Отчасти этому способствовали и государства ЕС, когда разрешили рассматривать индивидуальные жалобы, признал депутат. Он обратил внимание, что в свое время ЕСПЧ рассматривал дела "только по совокупности тех или иных случаев нарушения прав и делал вывод о том, что существует некое системное нарушение того или иного положения конвенции в отдельной стране".
"Потом суду было дано право рассматривать индивидуальные жалобы. Суд начал по целому ряду направлений рассматривать жалобы из разных стран, - отметил Вяткин. - Это были и пытки, и бесчеловечные условия содержания и прочее". Затем ЕСПЧ получил возможность "самостоятельно отсеивать жалобы, потому что их стало очень много, и стало ясно, что он бы их никогда в жизни не рассмотрел, и тогда они получили право самостоятельно определять приемлемые и неприемлемые жалобы в упрощенном порядке", отметил парламентарий.
После этого суд "получил возможность принимать пилотные решения по тем нарушениям, которые носят систематический характер и по которым принимались уже решения ЕСПЧ", добавил он. "И вот тут суд проявил себя, к сожалению, не с лучшей стороны, потому что решения стали все более и более политизированными, а в отношении России суд просто превратился в инструмент политического давления - ни больше, ни меньше", - подчеркнул единоросс.
Согласно 15-му протоколу, в конце преамбулы конвенции добавляется абзац о том, что в соответствии с субсидиарными принципами государства - участники конвенции несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод "и пользуются при этом свободой усмотрения надзора в отношении реализации, которая осуществляется Судом по правам человека", пояснил Вяткин.
"Суд, по большому счету, может указывать на те или иные имеющиеся нарушения. Но есть и еще одна хитрость: ЕСПЧ настолько вольно или широко трактует те или иные положения конвенции применительно к каждой конкретной жалобе, что зачастую эти выводы носят необоснованный характер, это некая вольная трактовка буквального текста конвенции", - отметил депутат.
По его словам, бывает так, что решения или судебная практика в той или иной стане, основанная на национальном законодательстве, а то и на конституции, "вообще никакого противоречия с текстом конвенции не имеет". "Но суд через расширительное толкование текста конвенции принимает решение как раз политизированное", - заявил Вяткин.
Права защищаются в Конституционном суде
Комментируя в целом протокол, экс-представитель Госдумы в КС подчеркнул, что, "с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ значительно большую роль играют Конституционный суд и Верховный суд".
"Поэтому наши граждане с большой долей вероятности могут защитить свои права через решения Конституционного, Верховного суда, нежели через решения Европейского суда", - убежден Вяткин. "Европейский суд уже давным давно не занимается защитой прав простых граждан, он занимается разбором неких политических дел", - констатировал политик.