МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Госдума рассмотрит в среду в первом чтении блок поправок в избирательное право, в случае принятия которых будут отменены открепительные удостоверения, введена интернет-трансляция голосования, а выборы президента РФ в 2018 могут быть назначены на 18 марта. Авторами соответствующих двух законопроектов выступили члены Совета Федерации Андрей Клишас и Анатолий Широков.
Перенос даты голосования
Первая инициатива предлагается скорректировать временной отрезок, на который может переноситься дата выборов президента РФ. При ее принятии выборы главы государства в 2018 году могут быть назначены на 18 марта - день вхождения в состав России Крыма и Севастополя.
Согласно действующему законодательству, выборы главы государства назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах главы государства. Однако в законе есть оговорка: если воскресенье, на которое должны быть назначены президентские выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.
Поскольку выборы президента РФ проводятся в марте, на календарь кампании нередко оказывает влияние праздник 8 Марта, являющийся нерабочим днем. Так, в 2012 году из-за переноса выходных по случаю 8 Марта второе воскресенье месяца стало рабочим, а день голосования проводился в первое воскресенье, 4 марта.
Сенаторы считают необходимым изменить эту схему и переносить выборы в таких случаях на неделю не раньше, а позже. Для этого они предлагают изложить статью закона о выборах президента, касающуюся вопроса назначения кампании, следующим образом: "Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы президента РФ, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье".
Таким образом, в случае принятия законопроекта следующие выборы президента в 2018 году могут быть перенесены на 18 марта.
Отмена открепительных удостоверений
Второй проект закона предусматривает целый ряд новаций в избирательном праве. В частности, предполагается отказ от практики использования открепительных удостоверений и переход к заявительному порядку в случае, если избиратель не имеет возможности принять участие в выборах в день голосования по месту регистрации.
"Устанавливается возможность голосования по заявлению избирателя, поданному в устанавливаемом порядке. Это коснется тех граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту регистрации. Они вправе не позднее трех дней до даты голосования по телефону или в виде электронного обращения подать заявку на голосование по месту нахождения в создаваемый ЦИК России Центр обработки обращений", - отмечается в документах.
В случае поступления от одного гражданина более чем одной заявки все повторные будут отклоняться.
Интернет-трансляции голосования
Кроме того, поправками членов Совета Федерации предлагается закрепить в законодательстве возможность ведения видеонаблюдения на избирательных участках в день выборов с трансляцией в интернете. "Документы направлены на обеспечение максимальной возможности применения веб-камер на избирательных участках и выведения изображения с них в сеть Интернет и в Единый ситуационный центр", - указывается в сопроводительных материалах. Уточняется, что предусмотрено хранение соответствующих видеозаписей.
Исключением для проведения видеотрансляции, согласно законопроекту, станут "помещения для голосования, находящиеся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, в местах содержания под стражей, иных местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории РФ".
Штрафы за "карусели"
Одновременно оговаривается, что за злоупотребление активным избирательным правом - правом выбора - будет установлена повышенная административная ответственность. Так, за неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования ("карусели") устанавливается штраф в 30 тыс. рублей.
Также законопроектом увеличиваются размеры штрафа за выдачу бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования с 3,5 тыс. до 30 тыс. рублей. Аналогичные санкции предусмотрены за выдачу гражданину заполненного бюллетеня, а также за получение такого бюллетеня. Штраф за неоднократное подобное административное правонарушение составит 50 тыс. рублей.
Отказ от формирования участковых избиркомов
Проект закона также предполагает отказ от формирования участковых избиркомов на 5 лет. "Предлагаемые изменения направлены и на разукрупнение избирательных участков, что обеспечит максимальное удобство для избирателей", - отмечается в пояснительной записке. В частности, предусматривается "исключение пятилетнего срока образования избирательных участков путем уменьшения максимальной численности избирателей на избирательном участке до 1,5 тыс. человек".
Согласно инициативе, решения об уточнению перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должны быть приняты вне периода избирательной кампании, а в исключительных случаях не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Списки избирателей будут составляться территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования.
Снижение требований к подписям избирателей
Законопроект одновременно упрощает требования к подписям избирателей, собираемым в поддержку выдвижения кандидата или партии на выборах. Отмечается, что, в соответствии с правовыми позициями Конституционного суда, упрощаются требования к указанию сведений об адресе места жительства избирателя при поддержке выдвижения кандидата. Так, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Данная мера, поясняют авторы, направлена на исправление ситуации, связанной с оформлением подписей в поддержку кандидатов, когда место жительства указывается формально неполно, без указания муниципального района, в котором расположен населенный пункт. Зачастую из-за отсутствия указания района подписи избирателей признаются недействительными, и кандидату отказывают в регистрации, говорится в сопроводительных документах.