МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Россия будет добиваться ответа на вопросы, поставленные профильными специалистами МИД, Минобороны и Минпромторга РФ 2 ноября на совместном брифинге по последнему докладу Совместного механизма ООН- ОЗХО (Организация по запрещению химического оружия) по расследованию возможных случаев применения химического оружия в Сирии (СМР). Об этом заявил в понедельник ТАСС директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ) МИД РФ Михаил Ульянов.
Он напомнил, что российские эксперты с аргументами и фактами в руках показали несостоятельность вывода последнего доклада СМР о якобы виновности сирийских ВВС в нанесении химического удара по Хан-Шейхуну 4 апреля. "Однако реакции на их замечания нет, - отметил он. - Наши оппоненты замалчивают российские аргументы, стараются обойти их стороной и как заклинание продолжают повторять, что сомнений в профессионализме, объективности и независимости механизма нет, что его выводы нужно принимать на веру и ни в коем случае не оспаривать".
По словам главы ДНКВ, это целенаправленная линия. "Характерно, что 7 ноября при представлении доклада СМР Совету Безопасности ООН его руководитель Эдмон Мюле полностью проигнорировал заданные ему российскими представителями конкретные вопросы, свидетельствующие о грубых нестыковках в той аргументации, которую использовал механизм", - указал дипломат.
"Расчет на то, что вдаваться в детали никто не станет, и это поможет протащить нужные Соединенным Штатам решения как в Исполсовете ОЗХО, так и на площадке СБ ООН, - подчеркнул Ульянов. - Сделать это им будет непросто, поскольку мы будем, в том числе публично добиваться ответа на поставленные нами вопросы. Если российские выводы кого- то не устраивают, если с ними не согласны, то оппоненты должны представить обоснованные возражения или согласиться с тем, что российские выводы бесспорны и, соответственно, механизм допустил грубейшие ошибки".
Продление мандата СМР
"Вопрос о продлении мандата по-прежнему находится на столе СБ ООН, - продолжил глава ДНКВ. - На этот счет есть два официальных проекта резолюции. Один - американский, который уже несколько раз дорабатывался США. Его главный недостаток в том, что он, по сути дела, замораживает все недостатки в работе СМР, которые выявились за последние два с лишним года, и оставляет все по-прежнему".
"Соответственно, - считает дипломат, - и результаты деятельности СМР в последующем будут, скорее всего, столь же несостоятельными".
Коснувшись российского проекта, Ульянов обратил внимание на то, что он, напротив, "имеет целью усилить мандат и потенциал механизма, привести этот мандат в более полное соответствие со стандартами Конвенции о запрещении химического оружия и задачей установления истинных виновных в совершении химических преступлений на территории Сирии".
"К сожалению, как выясняется, американцы не хотят усиления мандата СМР и изо всех сил этому сопротивляются", - отметил глава ДНКВ.
История вопроса
Инцидент в городе Хан-Шейхун, расположенном в сирийской провинции Идлиб, где было применено, предположительно, химическое оружие, произошел 4 апреля. При этом погибли почти сто человек. По данным Минобороны РФ, сирийская авиация разбомбила цехи боевиков, где производились отравляющие вещества. В Вашингтоне при этом обвинили Дамаск в проведении химатаки, после чего в ночь на 7 апреля ВМС США нанесли ракетный удар по сирийскому военному аэродрому "Шайрат" в провинции Хомс.
26 октября СМР представил свой седьмой по счету доклад, в котором возложил ответственность за нападение с применением зарина в городе Хан-Шейхун 4 апреля 2017 года на сирийские власти, а за атаку с использованием сернистого иприта в населенном пункте Марат-Умм-Хош 16 сентября 2016 года - на боевиков террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ). 31 октября российская сторона направила в Совбез и Генассамблею ООН результаты предварительной оценки подготовленного следователями отчета, заявив, что он "носит любительский характер", а содержащиеся в нем выводы основаны на "дилетантской методологии".
Полномочия следственной комиссии истекают 17 ноября. 24 октября Россия наложила вето на подготовленную США резолюцию о продлении мандата СМР до ноября 2018 года, призвав дождаться публикации доклада.
2 ноября Россия и США внесли в Совет Безопасности ООН противоречащие друг другу проекты резолюции о продлении срока полномочий СМР. Два документа предусматривают продление мандата следственной комиссии на разные сроки: российский - до 16 мая 2018 года, а американский - на 24 месяца с момента принятия резолюции. При этом в тексте, представленном делегацией США, содержится угроза принятия мер по главе VII Устава ООН (допускает введение санкций и применение военной силы - прим. ТАСС) за совершение нападений с применением отравляющих веществ. В свою очередь российский проект предписывает СМР провести переоценку "сделанных ранее выводов и заключений" в виду того, что проведенное ими расследование, по мнению Москвы, не соответствовало стандартам.