МОСКВА, 15 января. /ТАСС/. Вашингтон не хочет сохранения территориальной целостности Сирии, США нацелены на помощь тем, кто желал бы смены режима в республике. Об этом заявил в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 году.
По его словам, радикальных отличий между линией администрации президента США Дональда Трампа и бывшего американского лидера Барака Обамы по сирийскому урегулированию нет. "К сожалению, и в том, и в другом случае мы наблюдаем стремление не помочь как можно скорее погасить конфликт, а помочь тем, кто хотел бы запустить все-таки практические шаги по смене режима в САР", - пояснил глава МИД РФ.
"Сейчас те действия, которые мы наблюдаем, показывают, что Соединенные Штаты не хотят сохранить территориально целостную Сирию, - отметил министр. - Буквально вчера было объявлено о новой инициативе о том, что США хотят помочь так называемым силам демократической Сирии создать некие зоны пограничной безопасности. По большому счету это означает обособление огромной территории вдоль границ с Турцией и Ираком".
"Эти территории сейчас контролируются сирийскими демократическими силами, но там очень сложные взаимоотношения между курдами, арабами, - сказал Лавров. - И объявление о том, что эта зона будет контролироваться группами под руководством США, причем силами до 30 тысяч человек - это очень серьезный вопрос, который вызывает опасения, что взят курс на раздел Сирии".
Российский министр также обратил внимание на то, что подобные решения принимаются без каких-либо оснований, вытекающих из резолюции Совета Безопасности ООН, или из договоренностей, достигнутых в ходе раундов межсирийских переговоров в Женеве. "Мы, как и наши турецкие и иранские коллеги, как и многие другие, я убежден, ожидаем от США подробных разъяснений", - подчеркнул Лавров.
Размежевание сирийской оппозиции
Глава МИД России выразил мнение, что Вашингтон не хочет размежевания сирийской оппозиции и запрещенной в РФ террористической группировки "Джебхат ан-Нусра". Как напомнил министр, договоренность о размежевании оппозиции от террористов была достигнута по итогам встречи президента России Владимира Путина и Барака Обамы в сентябре 2016 года. "Американцы не смогли ее выполнить, потому что оказались неспособны или не хотели реально подавлять "Джебхат ан-Нусру", - отметил Лавров. - Наши подозрения до сих пор сохраняются и лишь получают большее подтверждение".
"В то время полностью бездействовала ООН, и мы приняли решение вместе с Турцией и Ираном начать процесс, который будет опираться не на некие умозрительные схемы, а на реальную ситуацию на земле, - напомнил глава МИД РФ. - Промежуточным итогом [астанинских переговоров] стало создание зон деэскалации. В этих зонах резко снизился уровень насилия".
Российский министр также обратил внимание на провокации в Идлибе и Восточной Гуте. "В Идлибе те структуры, которые подписали соглашение от имени оппозиционеров и за которых отвечают наши турецкие коллеги, подвергаются какому-то еще дополнительному воздействию, и совсем недавно они устроили ряд вылазок против сирийского контингента, - указал он. - Были параллельно и провокации в отношении нашей авиабазы в Хмеймиме, как вы знаете. И не отвечать на это было нельзя, потому что это были прямые нарушения договоренностей о зонах деэскалации".
"И сейчас попытки наших западных коллег представить дело таким образом, будто бы это сирийская армия нарушает договоренности, конечно, нечистоплотны, - подчеркнул Лавров. - Все происходит ровно наоборот. Рассчитываем, что наши турецкие коллеги как можно скорее завершат развертывание дополнительных наблюдательных пунктов вокруг зоны деэскалации в Идлибе".
Планы США обучать курдов в арабской республике
Министр также заявил, что новые планы США по подготовке отрядов "Сил демократической Сирии" (СДС) для охраны сирийско-турецкой границы не способствует урегулированию кризиса вокруг сирийского города Африн. "У России это вызывает серьезные вопросы с точки зрения уважения территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, - сказал Лавров, напомнив об анонсированном американцами проекте по подготовке "пограничной службы безопасности Сирии" с опорой на СДС, в которые входят преимущественно курдские формирования. - Но здесь есть и проблема в отношениях между курдами и Турцией. Этот новый односторонний ультимативный шаг не помогает успокоить ситуацию вокруг Африна".
"Что касается ситуации в Африне да и в Сирии в целом, то это общая тема для нашей работы, которой мы занимаемся, а именно: мы добиваемся полного соблюдения договоренностей о прекращении огня. Конечно, курды являются частью сирийской нации, и их интересы должны быть учтены в работе, которую мы сейчас проводим", - отметил Лавров. Министр также подчеркнул, что интересы курдов должны быть учтены "в том числе в работе по подготовке Конгресса сирийского национального диалога".
Ситуация в Африне и планы США
Сирийский район Африн привлекает особое внимание Анкары ввиду того, что в нем сосредоточены представители сирийской курдской партии "Демократический союз" и отрядов "Сил народной самообороны" (СНС), которые турецкая сторона считает ответвлением запрещенной в республике Рабочей партии Курдистана. 13 января Вооруженные силы Турции открыли ответный огонь по позициям СНС в Африне.
Президент Турции Тайип Эрдоган также 13 января заявил, что если "террористы в Африне не сдадутся, то Турция их уничтожит". На протяжении последних месяцев турецкий лидер неоднократно говорил о возможности проведения военной операции против СНС в Африне.
14 января начальник управления по связям с общественностью штаба операции Inherent Resolve ("Непоколебимая решимость"), которая осуществляется в Ираке и Сирии группой государств во главе с США, полковник Томас Вил сообщил корр. ТАСС в Вашингтоне, что США "подготовят пограничную службу безопасности Сирии" и "численность данной организации составит примерно 30 тыс. человек".
Основной ударной силой коалиции СДС считаются отряды СНС. Официальный представитель Эрдогана Ибрагим Калын 14 января назвал недопустимым решение США обучать бойцов отрядов СДС охранять сирийско-турецкую границу.