САРАЕВО, 23 апреля. /ТАСС/. Россия считает необходимым сохранение базовых принципов Дейтонских соглашений, не видит необходимости в их перекройке, тем более инициируемой извне. Об этом заявила в понедельник спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая в Палате народов Парламентской ассамблеи (парламента) Боснии и Герцеговины (БиГ).
"Дейтон - альфа и омега функционирования БиГ, его принципы равноправия трех государствообразующих народов, широкой автономии двух энтитетов (составные части федерации - прим. ТАСС), решения вопросов на основе диалога, компромисса и консенсуса должны оставаться незыблемыми", - подчеркнула она.
"Россия последовательно и твердо отстаивает эти базовые постулаты, не видит никакой необходимости в перекройке Дейтона, тем более инициируемой извне", - заверила Матвиенко. Она пояснила, что "нынешняя институциональная архитектура БиГ является весьма разветвленной, но она задает сбалансированную и работоспособную схему принятия решений в многосоставном боснийско-герцеговинском обществе".
"Босния и Герцеговина всегда может рассчитывать на поддержку России - одного из гарантов Дейтонских соглашений", - сказала спикер.
Дейтонские соглашения
14 декабря 1995 года в Париже в ходе Мирной конференции по Боснии состоялось подписание Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине (более известно как Дейтонское соглашение), положившего конец конфликту между мусульманской, хорватской и сербской общинами.
Общее рамочное соглашение о мире конфликтующие стороны согласовали 21 ноября 1995 года на военной базе Райт- Паттерсон близ города Дейтон в США (отсюда неофициальное название документа).
Неотъемлемой частью соглашения являются 11 приложений. Важнейшие из них касаются вопросов территориального и государственного устройства БиГ, имплементации мирного урегулирования, в котором прописаны положения, касающиеся учреждения поста Высокого представителя, а также военных аспектов урегулирования этнического конфликта.
В соответствии с конституцией БиГ, являющейся частью Дейтонского соглашения, Босния и Герцеговина, оставаясь единым государством со столицей в Сараево, была разделена на два образования (энтитета) - мусульмано-хорватскую Федерацию Боснии и Герцеговины (ФБиГ) и Республику Сербскую (PC). Мусульмане и хорваты получили 51% территории, сербы - 49%.
Территориальное разделение двух образований предусматривало две части Республики Сербской (западную и восточную), которые соединялись районом Брчко. Согласно соглашению, границу в этом районе, примерно поровну разделенном между РС и ФБиГ, должна была определить Арбитражная комиссия. Однако в 1999 г. район Брчко был выведен из состава РС и стал особой административной единицей в составе БиГ, а фактически третьим субъектом боснийской федерации. При этом Республика Сербская потеряла непрерывность своих территорий, а ФБиГ получила коридор для доступа к своим северным анклавам.
Кроме того, в ФБиГ вошли Сараево с прилегающими сербскими районами и г. Горажде (является почти анклавом в сербской части, соединен с ФБиГ тонкой полоской земли, контролируемой международными силами).
Общебоснийских органы власти
Функции главы государства исполняет президиум из трех человек - по одному представителю от каждой общины. Законодательная власть принадлежит двухпалатной Парламентской ассамблее, треть депутатов которой избирается от РС, две трети - от ФБиГ. В таком же соотношении формируется состав правительства.
Ключевым принципом функционирования общебоснийских органов является т. н. "энтитетское голосование". На уровне президиума, правительства и обеих палат парламента (в том числе в их комиссиях) решение считается принятым, если его поддержало большинство представителей от каждого из энтитетов (ФБиГ и РС) и каждого из трех народов.
В ведении центральных органов находятся только внешняя, кредитно- денежная, иммиграционная политика, внешняя торговля и финансирование международных обязательств. Другие компетенции отнесены к ведению энтитетов. Вся система работает под управлением Высокого представителя по БиГ.
Согласно Дейтонскому соглашению, Высокий представитель должен был координировать деятельность по оказанию гуманитарной помощи, восстановлению инфраструктуры и экономики, созданию органов госуправления, контролировать соблюдение прав человека, процесс возвращения беженцев, проведение выборов и содействовать конфликтующим сторонам в достижении компромиссных решений через политический диалог. В 1997 г. ему были приданы дополнительные полномочия (не предусмотрены ни Дейтоном, ни резолюциями СБ ООН). Эксперты называют их чрезвычайными или надконституционными. Условия их применения не ограничены по времени и детально не прописаны.
Высокий представитель, в частности, имеет право отменять решения боснийских исполнительных и законодательных властей всех инстанций и отправлять в отставку государственных чиновников любого уровня, включая членов президиума БиГ и президента Республики Сербской, причем его решения не могут быть обжалованы. Высокий представитель одновременно является и спецпредставителем Евросоюза. Россия выступает за упразднение должности Высокого представителя и преобразование его аппарата в Миссию Европейского союза.