14 августа 2018, 11:00

Косачев заявил, что положения бюджета США по Открытому небу следует рассмотреть Комиссии

Документ предусматривает возможность выхода из него и опцию отказа в конкретной инспекции, отметил глава комитета Совета Федерации по международным делам

МОСКВА, 14 августа. /ТАСС/. Консультативная комиссия Договора по открытому небу (ДОН) должна рассмотреть положения закона о бюджете минобороны США, касающиеся участия Вашингтона в этом соглашении. Об этом во вторник корреспонденту ТАСС заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

Он напомнил, что данный "договор предусматривает также возможность выхода из него, есть и опция отказа в конкретной инспекции", то есть полетов над территорией страны-участника договора. "Но о замораживании сотрудничества с другим участником, если не ошибаюсь, там ничего не сказано. Таким образом, на мой взгляд, решение США противоречат их обязательствам по Договору и должно рассматриваться в Консультативной комиссии", - сказал он.

В понедельник президент США Дональд Трамп подписал ранее принятый Конгрессом США закон о бюджете и направлениях политики Пентагона на 2019 финансовый год, который начнется с 1 октября. Согласно тексту, администрация США теперь будет сталкиваться с "ограничениями в отношении использования [бюджетных] средств в целях голосования или одобрения определенных имплементационных решений Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН)". Речь идет об одобрении Вашингтоном запросов других сторон ДОН на сертификацию "инфракрасных сенсоров или сенсоров с синтезированной апертурой", уточняется в законе.

В документе также говорится, что исполнительной ветви власти США запрещено осваивать госсредства, "чтобы модифицировать американские самолеты в целях имплементации Договора по открытому небу". Кроме того, закон предписывает правительству страны добиваться от властей России разрешения на наблюдательные полеты государств - участников ДОН "над всей Москвой, Чечней, Калининградом, а также на расстоянии 10 км" от границы Российской Федерации с Абхазией и Южной Осетией.

Политический аспект

По мнению Косачева, у решения властей США есть и очевидная политическая подоплека. "Американцы предъявляют по этому Договору претензии к России с апреля 2014 года, то есть с начала украинского кризиса. В последние годы они ведут последовательную линию на создание сложностей в реализации либо прекращение действия практически всех договоренностей с Россией в сфере контроля над вооружениями, каждый раз пользуясь голословными обвинениями без предъявления конкретных претензий", - указал парламентарий.

"Это чистой воды политика, деструктивная и подрывающая первоосновы международного сотрудничества в сфере безопасности", - резюмировал глава комитета Совфеда.

О Договоре

По оценке Министерства иностранных дел России, разработанный при активном участии Москвы ДОН является крупной мерой укрепления доверия и безопасности. Наряду с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венским документом 1999 года вступление в силу ДОН практически завершило формирование режима укрепления доверия и транспарентности в области обычных вооружений на евроатлантическом пространстве. ДОН был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки.

Целями Договора являются содействие открытости и транспарентности в вопросах военной деятельности, а также упрочение безопасности через меры укрепления доверия и стабильности на основе сотрудничества по созданию режима открытого неба. Договором учреждена ККОН, решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля соблюдения Договора, содержит требования к самолету, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Государства-участники имеют возможность задействовать весь предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в режиме реального времени (разрешение не выше 30 см), радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешение не выше 3 м), инфракрасные устройства линейного сканирования (разрешение не выше 50 см). Пока используются только первые две категории.