Эксперты: границу между Чечней и Ингушетией нужно было определить давно

Саид Царнаев/ ТАСС
Специалист Российского института стратегических исследований уверен, что соглашение о границах нужно было заключить в 1992 году, так как региональные власти обладали высоким авторитетом

МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Границу Ингушетии и Чечни необходимо было официально определить еще при распаде СССР, что позволило бы избежать конфликтов на протяжении многих лет. Многие жители региона относятся к соглашению с пониманием, но есть и такие, кто выходит на акции. Однако разрешать такие споры нужно не на улице, а в диалоге, считают опрошенные ТАСС эксперты и представители общественности.

"Это нужно было определить еще 26 лет назад, когда был указ о создании Ингушской республики, - рассказал ТАСС известный ингушский богослов Ахмед Пошев. - Но в тот период из-за того, что [cамопровозглашенная] Ичкерия заявила о выходе из российского государства, не было правового поля, чтобы Ингушетия могла рассматривать этот вопрос. <…> Сегодня наконец-то люди вздохнули - наконец-то граница определена".

По его мнению, к происходящему относится с одобрением 80% населения Чечни и Ингушетии. "Если откладывать [решение вопроса о границе] на следующие годы, то могут быть провокации. Провокации на границе Чечни и Ингушетии уже бывали - перестрелки, инциденты на постах, гибель людей", - уточнил Пошев.

Руководитель сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев уверен, что если бы в 1992 году удалось найти способ и заключить соглашение о границах, то ситуация сейчас была бы разрешена гораздо легче. "Тогда это было в принципе невозможно. Но если бы нашли способ, и это было в юридической форме закреплено, вопрос был бы решен - уровень авторитета региональных властей был крайне высок", - пояснил политолог.

Член правления Российской ассоциации политических консультантов Андрей Колядин добавил, что границы особенно нужны сейчас, когда на Кавказе установилась мирная жизнь - необходимо понимать, кому принадлежит земля, кто должен поддерживать на ней порядок и заниматься развитием.

"Мы живем в одной стране"

Известный спортсмен и ингушский общественный деятель Ваха Евлоев считает, что остро на решение властей отреагировали те, кто просто неверно понял ситуацию. "Надо для начала разобраться: у нас же нет границ, [в том смысле], как с сопредельными государствами. Любой человек может жить хоть в Грозном, хоть в Магасе - мы все живем на территории России. Вот это "не отдадим ни одного сантиметра земли" - кому не отдадим? Эта земля для всех жителей России есть и будет", - пояснил он свою позицию.

Директор УФПС Республики Ингушетия Магомед-Башир Калиматов отметил, что определить границы формально необходимо для нормальной работы в регионах, при этом большой разницы в том, где она пройдет, он не видит. "У нас почта вообще живет макрорегионом - Северо-Кавказским - как единая семья. И более того: я знаю, что могу зайти по- приятельски в дирекцию почты хоть на Сахалине. А мы - близкие, родные люди все и с той стороны границы, и с этой", - заявил он.

Помощник главы Ингушетии по вопросам религии Магомед Дзауров осудил тех, кто пытается использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах.

"Есть те, кто хочет, чтобы депутаты, наши избранники народные, поклялись на Коране, что голосовали за или против утверждения соглашения. <…> Некоторые религиозные деятели кричат на митинге, подстрекают. А ислам - религия мира. Богословы должны успокаивать людей, объяснять им все посредством религии. Мы должны любить друг друга, ведь ненависть к брату-мусульмнину, негативное отношение - грех", - сказал он корреспонденту ТАСС.

Причины недовольства

В четверг парламенты Ингушетии и Чечни утвердили соглашение между регионами о закреплении административной границы, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. На площади Согласия в центре Магаса, по данным МВД, 4 октября собрались около 2 тыс. человек, несанкционированная акция продолжается более суток.

По мнению экспертов, теми, кто вышел на акции, движут разные причины. "У одних - непонимание, другие действительно болеют за это душой, у третьих - свои интересы. Есть те, кто уверен, что-то неправильно происходит, другие сводят свои счеты", - сказал ТАСС депутат Народного Собрания, председатель Совета тейпов при главе Ингушетии Иса Арчаков, рассуждая о недовольных решением жителях Ингушетии.

Председатель Общественной палаты, декан юридического факультета Ингушского государственного университета Мовлат-Гирей Дзагиев считает, что руководству республики стоило перед подписанием документа посоветоваться с жителями - это бы минимизировало недовольство.

Колядин в свою очередь указал, что даже если предназначенная на обмен территория не относится формально к населенному пункту, она может быть значима для людей. Например, для какого-то рода определенное место связано с памятью предков или только по единственной тропе можно отогнать скот на пастбище, и от нее зависит жизнь целого населенного пункта. Все эти вопросы, а также исторические документы и мнение экспертов необходимо учитывать при разработке документов.

Член орггруппы проходящей в Магасе несогласованной акции Анжела Матиева рассказала ТАСС, что раньше жители были уверены, что в республике "есть границы, которые устоялись". "Мы знали, какой муниципалитет к кому относился. Эти старые границы нужно было оставить", - сказала она, отметив, что часть жителей недовольна, что власти региона не провели референдум.

Между тем, как пояснили ТАСС в администрации главы республики, согласно закону, проведение референдума возможно по вопросу об изменении установленной территории или границы, но юридически ни территория, ни границы Республики Ингушетия ранее не были установлены.

Разъяснить и успокоить

Глава Совета тейпов Арчаков рассказал, что старейшины Ингушетии "всячески стараются успокоить молодежь, разъяснить". Подобные акции, по его мнению, - не лучший способ решить вопрос, делать это нужно более цивилизованными методами.

Дзагиев уточнил, что, когда несколько дней назад жители республики просили власти не ратифицировать документ о границах, их недовольство могло повлиять на решение правительства. "[Сейчас] документ принят, и надо успокоиться и принять факт, как должное. Имели ли они право это делать - другой вопрос", - считает он.

Кавказовед Атаев, наоборот, считает, что еще возможно решить проблему, посоветовавшись с жителями региона - как один из вариантов он предложил создать внутриингушскую согласительную комиссию, которая подключилась бы к работе по вопросу о границе.

Часть экспертов выразили уверенность, что происходящее - результат подстрекательства тех или иных общественных сил. "Всегда находятся люди, которым интереснее дестабилизация. Я думаю, есть умные, мудрые люди, многие наши общественные деятели сказали, что без границ субъект быть не может. Я думаю, люди разберутся и придут в себя - и мне, как ингушу, которому хочется стабильности в регионе, кажется, что мы к этому придем", - уверен богослов Пошев.

Долгий путь к границе

Вопрос об определении административной границы между Чечней и Ингушетией возник в начале 1990-х годов и не был урегулирован. После распада Чечено-Ингушской АССР, в июне 1992 года была образована Республика Ингушетия в составе РФ, в то время как тогдашнее руководство Чечни во главе с Джохаром Дудаевым взяло курс на отделение от России. Первая попытка провести границу в районах со смешанным населением была предпринята в 1993 году. Тогда Дудаев и первый президент Ингушетии Руслан Аушев подписали договор, согласно которому большая часть Сунженского района, за исключением поселка Серноводск и станицы Ассиновская, оставались в составе Ингушетии.

В 2003 году лидеры двух республик - Ахмат Кадыров и Мурат Зязиков - подписали протокол, который, по сути, дублировал соглашение Аушева и Дудаева от 1993 года. Однако ни одна из этих договоренностей не устанавливала четкие административные границы между двумя республиками. По вопросу границ постоянно возникали конфликты, последний раз спор вспыхнул 24 августа 2018 при попытке силовых структур Чеченской Республики установить блок-пост между селениями Бамут и Аршты, а также проложить дорогу.

В конце сентября главы двух республик Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров подписали соглашение об окончательном определении границ между республиками. Соглашение не затрагивает населенные пункты двух республик, но предусматривает закрепление границ с учетом интересов обеих республик. Соглашение предполагает обмен участками горно- лесистых нежилых территорий площадью 1890 га для выравнивания административных границ. Главы регионов уверяют, что окончательное установление административной границы укрепит отношения между двумя регионами и вайнахским народом и позволит избежать конфликтов впредь.