23 ноября 2018, 14:48,
обновлено 23 ноября 2018, 15:59
Кризис в Сирии

Лавров заявил, что Россия не поддерживает никакую политическую фигуру в Сирии

При этом глава МИД РФ отметил, что настаивающие на искусственных сроках созыва сирийского конституционного комитета страны, хотят свержения Асада

РИМ, 23 ноября. /ТАСС/. Россия не поддерживает никакую политическую фигуру в Сирии и привержена резолюции Совета Безопасности ООН по сирийскому урегулированию. Об этом заявил в пятницу глава МИД РФ Сергей Лавров в рамках международной конференции "Средиземноморские диалоги".

"Что касается вопроса о [президенте Сирии] Башаре Асаде, мы неоднократно заявляли, что не поддерживаем никакую политическую фигуру в Сирии. Мы уважаем резолюцию СБ ООН и Женевское коммюнике от июня 2012 года, где однозначно говорится, что процесс урегулирования в Сирии должны вести и направлять граждане Сирии, только они имеют право определять будущее своей страны, - подчеркнул министр. - Метод принятия соответствующих решений изложен в резолюции: принятие новой конституции и проведение выборов. И уже сами сирийцы должны решить, хотят они, чтобы тот или иной политик оставался у власти, или же нет".

Лавров обратил внимание, что Россия, Иран и Турция "создали переговорную платформу - астанинский процесс, - несмотря на то, что [у трех стран] нет стопроцентного совпадения взглядов". "Но мы объединили свои усилия во имя блага сирийского народа, а не для того, чтобы вести геополитические игры. Мы хотим, чтобы в Сирии был восстановлен мир, чтобы она была стабильна, чтобы границы страны были безопасны и никто из соседей Сирии не чувствовал себя некомфортно", - отметил глава дипведомства.

"У тех, кто настаивает на введении какого-то искусственного срока и говорит: "Вот список моих требований и мне не важно, что вы думаете", одна цель - сорвать процесс переговоров в Астане и вернуться к политике смены режимов в Сирии", - сказал глава МИД РФ.

Лавров напомнил, что когда боевики "Исламского государства" (запрещенная в РФ группировка) приблизились к окраинам Дамаска, никто не пытался призвать оппозицию и начать переговоры с сирийским правительством.

"Но после того, как ситуация на земле изменилась, все стали требовать от сирийского правительства вести переговоры с вооруженной оппозицией. Такой подход является проявлением не только двойных стандартов, но и показывает, что те, кто этот продвигает, думают о своих собственных геополитических интересах, а не о судьбе людей, которые оказались в заложниках этого кризиса", - добавил Лавров.

Необходимость продолжать диалог

Лавров добавил, что считает недопустимым устанавливать искусственные сроки урегулирования конфликтов в Сирии и Ливии и призвал продолжать настоящий диалог.

"Я не считаю что какой-то крайний срок должен быть установлен по урегулированию конфликта в Сирии или в Ливии, ведь никто не навязывает его для палестино-израильского конфликта. Что касается Сирии, нашего друга [спецпосланника генсека] ООН по Сирии Стаффана де Мистуру подталкивают к тому, чтобы он объявил крайние сроки урегулирования ситуации и принятия решений. Зачем это нужно? Настоящий диалог гораздо важнее, чем какие-то искусственно устанавливаемые сроки", - сказал он, выступая в пятницу на международной конференции "Средиземноморские диалоги".

"Лига арабских государств могла бы сыграть очень важную роль в содействии урегулированию конфликта в Сирии. Я считаю большой ошибкой, что организация исключила из своих рядов Сирию. Мне кажется, сейчас приходит понимание в арабском мире, что Сирию необходимо вернуть в семью арабских государств", - добавил глава МИД РФ.

Говоря о ситуации в Ливии, Лавров отметил, что РФ поддерживает усилия Алжира и Египта по урегулированию ситуации, а также работу спецпосланника генерального секретаря ООН по Ливии Гасана Саламе. "Ключевую роль [в разрешении конфликта] должен играть ливийский народ", - подчеркнул министр.

Роль Ирана

Глава российского дипведомства также подчеркнул, что считает странными заявления Госдепа о том, что присутствие Ирана в Сирии мешает США победить ИГ.

"США обосновывали свое военное присутствие в Сирии необходимостью борьбы с ИГИЛ (прежнее название ИГ - прим. ТАСС) и теперь заявляют, что невозможно победить ИГИЛ, пока [президент Сирии Башар] Асад находится у власти и пока там сохраняется иранское присутствие. Это очень странный тезис, и я надеюсь, что вы его не разделяете", - сказал министр участникам международной конференции "Средиземноморские диалоги".

Ранее спецпредставитель госсекретаря США по Сирии Джеймс Джеффри заявил, что ИГ в Сирии может быть побеждена только после прекращения влияния Ирана на эту арабскую республику. Он, в частности, утверждал, что "нельзя нанести сокрушительное поражение ИГ, пока не произойдут кардинальные изменения в сирийском режиме и кардинальные изменения в роли, которую Иран играет в Сирии".