МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Встреча глав МИД России и Японии Сергея Лаврова и Таро Коно стала сама по себе отрадным фактом для отношений двух стран после того, как проявились серьезные расхождения Москвы и Токио в вопросе заключения мирного договора. Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС выразил руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, комментируя итоги министерских переговоров в Москве.
Как отметил эксперт, когда послу Японии в России Тоёхисо Кодзуки было сделано представление в связи с высказываниями японского руководства по проблеме мирного договора с Россией, искажавшими суть договоренностей президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, стало складываться впечатление, что в двусторонних отношениях наступает похолодание. "Некоторые эксперты не исключали, что визит премьер-министра Японии в Россию мог быть отложен, - сказал специалист. - Заявления российской стороны были очень жесткими, и не исключалась некоторая пауза в политических контактах и диалоге, однако то, что встреча министров иностранных дел России и Японии вообще состоялась, - это отрадный факт".
"Судя по тому, что сказал глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с японским коллегой Таро Коно, паузы не будет и Абэ приедет в Россию", - добавил он.
Надежды Абэ
Кистанов отметил, что активизация переговоров по мирному договору в значительной степени объясняется личной заинтересованностью японского премьер-министра Синдзо Абэ, но последние заявления Москвы, вероятно, привели к ослаблению его надежд. Он добавил, что причиной активности японского премьера является и то, что его поджимают сроки - премьерские полномочия Абэ заканчиваются в 2021 году, а уже осенью 2019 года состоятся выборы в верхнюю палату парламента.
"Все это заставляет его проявлять такую активность. Абэ нужно, чтобы в июне состоялся приуроченный к саммиту "двадцатки" (G20) визит президента России Владимира Путина в Японию, чтобы там был подписан какой-то конкретный документ, который хотя бы рисовал четкие перспективы решения территориальной проблемы и подписания мирного договора", - сказал он.
"Абэ хочет войти в историю как человек, решивший территориальный вопрос, для него это - абсолютный внешнеполитический приоритет, - отметил он. - Не исключаю, что после всех жестких российских заявлений у него ослабли надежды на благоприятное решение этих вопросов".
Тень США
По мнению эксперта, при оценке перспектив заключения мирного договора необходимо также помнить о том, что архитектором территориальной проблемы в отношениях России и Японии был Вашингтон. "Следует отметить огромную роль США во всей этой истории, ведь американцы приложили максимум усилий для того, чтобы эту проблему породить, они заинтересованы в сохранении этой проблемы между Японией и Россией, - сказал востоковед. - Это позволяет делать Японию более управляемой, и, когда это нужно, оказывать давление на Россию с помощью этой территориальной проблемы. Кроме того, эта же проблема позволяет держать Японию на "коротком поводке", используя ее как главный военный форпост США в отношении России, Китая, КНДР".
"Вряд ли у японцев получится как-то отстраниться от навязываемой нам сегодня со стороны США новой холодной войны, - убежден эксперт. - Надеюсь, японцы не испытывают иллюзий в отношении того, что американцы пощадят их и не будут использовать в своих интересах в качестве "непотопляемого авианосца". Несмотря на недавние заявления американских военных о том, что США не имеют на данный момент планов по размещению войск на Курилах, никто не может гарантировать ни того, что США не изменят своих планов через какое-то время или что военную и разведывательную работу будут в интересах Вашингтона вести сами японцы".
По мнению Кистанова, "тень США над российско-японскими отношениями висела, висит и будет висеть еще очень долго".
В понедельник в Москве прошли переговоры министров иностранных дел России и Японии Сергея Лаврова и Таро Коно по вопросу мирного договора в рамках нового формата, согласованного лидерами двух стран в Буэнос-Айресе. По их итогам Лавров подчеркнул, что суверенитет России над южными Курильскими островами не подлежит обсуждению.