19 июня 2015, 11:30

На Виктора Викторовича Януковича были несправедливо наложены санкции Евросоюза

ЛОНДОН, 19 июня 2015 г. /PRNewswire/ - 5 июня 2015 года Европейский союз принял запоздалый шаг по снятию  санкций, наложенных на нашего клиента Виктора Викторовича Януковича, младшего сына Президента Украины Виктора Федоровича Януковича. При этом Совет ЕС не указал причину снятия с него санкций. [1]

Несмотря на отсутствие каких-либо достоверных доказательств против Виктора Викторовича Януковича, Советом ЕС в отношении него были изначально введены всеобъемлющие санкции ЕС в марте 2014 года. С этого времени, ЕС так и не смог оправдать его включение в санкционный список. Независимые эксперты полагают, что санкции были введены поспешно, и их действие продлевали несколько раз, потому что чиновники Евросоюза с большой неохотой признают ошибочность своих действий.[2]

Может показаться, что снятие несправедливо наложенных санкций было упрощено из-за трагической смерти Г-на Януковича  в марте этого года. Однако хотим подчеркнуть, что очень часто санкции остаются в силе в отношении имущества умерших в течение многих лет после их смерти.[3]

А это особенно актуально в случае с Украиной, поскольку основной целью этих санкций ЕС, как утверждалось, является замораживание и возврат якобы незаконно присвоенных активов. Любая реальная необходимость для такого замораживания и возврата средств так или иначе осталась бы, независимо от того, жив ли человек или нет.

Углубленный анализ действий Совета ЕС подчеркивает его собственную неуверенность в какой-либо обоснованности санкций против Виктора Викторовича Януковича. Например, Совет дважды  вносил изменения в обоснование для включения его в список, первый раз – 29 января 2015 и снова – 5 марта 2015. Тем не менее, даже с учетом измененных оснований, Совет был готов возобновить санкции против Виктора Викторовича Януковича лишь на три месяца, а не на обычный срок в один год. Как отметили эксперты[4], такое краткосрочное продление санкций было принято в безуспешной попытке получить от нынешних украинских властей хоть какие-то доказательства и основания для внесения в список г-на Януковича.

До своей гибели г-н Янукович обратился в Европейские суды, чтобы оспорить решение Совета ЕС о введении санкций против него. Его наследники намерены продолжать разбирательство даже после его исключения из санкционного списка, чтобы доказать, что он никогда не должен был быть включен в этот список. Наследники Виктора Викторовича Януковича также намерены подать иск к Совету ЕС с требованием о возмещении ущерба  из-за серьезного нарушения Советом принципа верховенства права при противоправном (несправедливом) введении санкций против него.

Наследники г-на Януковича настаивают на том, чтобы все документы, относящиеся к введению санкций против Виктора Викторовича Януковича и его исковым заявлениям в европейские суды были обнародованы, чтобы общественность смогла прийти к своим собственным выводам о причинах его внесения в санкционный список и исключения из него (делистинга), и о несправедливом процессе, которому он был подвергнут. Ходатайство от имени наследников Виктора Викторовича Януковича о публичном раскрытии материалов дела будут поданы в ближайшее время.

 

С вопросами обращаться:

Джо Хейдж, Тел.: 02078518888

 

Справки:

Санкции ЕС против Виктора Викторовича Януковича были впервые введены Советом ЕС 5 марта 2014 года  согласно Решению Совета 2014/119/CFSP[5] и Постановлению Совета (EU) 208/2014[6]. Эти санкции были частично пересмотрены 14 апреля 2014 года (Решение Совета 2014/216 CFSP[7] и Постановление Совета (EU) 381/2014[8]), и были изменены 29 января 2015 года (Решение Совета (CFSP) 2015/143[9] и Постановление Совета (EU) 2015/138[10]). Первоначальный срок действия этих санкций истек 6 марта 2015 года; они были продлены Решением Совета (CFSP) 2015/876[11] и Постановлением о применении Совета (EU) 2015/364[12]. Для 14 лиц санкции были продолжены еще на один год. Для В.В. Януковича и еще трех лиц санкции были продлены только на три месяца до 6 июня 2015.

 

Заявление В.В. Януковича об отмене санкций, наложенных на него, было подано в Общий Суд Европейского Союза 14 мая 2014 года. На данный момент рассмотрение дела продолжается. Правила конфиденциальности, которые регулируют процедуру судебного дела в Общем Суде, запрещают публичное обсуждение дела на данный момент.  Однако, в публичном доступе есть краткий обзор его заявлений:  http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text=&docid=156115&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first∂=1&cid=390469

 

Кроме наследников В.В. Януковича, юридическая фирма Джозеф, Хейдж, Ааронсон также представляет отца В.В. Януковича, Президента Виктора Федоровича Януковича, а также его родного брата, Александра Викторовича Януковича, в делах по оспариванию санкций ЕС наложенных на них Советом ЕС. Никто из них еще не был исключен Советом ЕС из санкционного списка, но они предпринимают все необходимые юридические действия для отмены санкций против них.

 

Дети Муаммара Каддафи, указанные в сноске 3, были включены в санкционный список Решением Совета 2011/137/CFSP[13] и Постановлением Совета (EU) 204/2011[14], от 28 февраля 2011 и 2 марта 2011 еще до их гибели. Продолжение действия санкций против них уже после их гибели было принято на основании Решения Совета (CFSP) 2015/818[15] и Постановления о применении Совета (EU) 2015/814[16] от 26 мая 2015 года.  Аналогичный подход Совета по продлению санкций против умерших лиц можно проследить и в отношении троих сирийских чиновников (Хасана Бин-Али аль-Туркмани, Дауда Раджиха и Хишама Ихтияра), которые погибли в результате бомбежки Дамаска 18 июля 2012 года.  Эти чиновники были включены в санкционный  список еще до их гибели на основании Решения Совета 2011/782/CFSP[17] и Постановления Совета (EU) 36/2012[18], датированных 1 декабря 2011 и 18 января 2012 соответственно.  Продление санкций против них уже после их гибели можно проследить в Решении Совета 2013/255/CFSP[19] и в Постановлении о применении Совета (EU) 363/2013[20], датированных 31 мая 2013 and 22 апреля 2013 соответственно.  Эти санкции были продлены до 1 июня 2016 документами Совета от 28 мая 2015, а именно Решением Совета (CFSP) 2015/837[21] и Постановлением Совета (EU) 2015/827[22].

 

[1] Совет Европейского Союза принял Решение Совета (CFSP) 2015/876 и Постановление о применении Совета (EU) 2015/869. Этими документами наш клиент Виктор Викторович Янукович был исключен из списка украинских граждан, против которых были применены санкции ЕС с марта 2014 года. Дословный текст Положения об исключении Виктора Викторовича Януковича гласит:

“Лицо, указанное ниже, исключается из списка, указанного в Приложении I к Постановлению (EU) No 208/2014 от 6 июня 2015:

Запись № 8 — Виктор Викторович Янукович (Віктор Вікторович Янукович) (сын бывшего Президента)”.

[2] e.g. http://www.wsj.com/articles/eu-set-to-scale-back-sanctions-against-former-ukraine-presidents-inner-circle-1424174482; http://www.wsj.com/articles/eu-faces-legal-worries-over-ukraine-corruption-sanctions-1418305869

[3] Например, три сына Муаммара Каддафи, будучи под санкциями ЕС, Мутассим Каддафи, Хамис Муаммар Каддафи и Саиф аль-Араб Каддафи, погибли в 2011 году. В мае 2015 года Совет ЕС продолжил действие санкций в отношении этих лиц, одновременно признав, что они уже погибли

[4] см сноску 2 выше

 

 

[5] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014D0119&qid=1433934925734&from=EN

[6] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014R0208&qid=1433934983614&from=EN

[7] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014D0216&qid=1433935045154&from=EN

[8] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014R0381&qid=1433935093352&from=EN

[9] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D0143&qid=1433935155205&from=EN

[10] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015R0138&qid=1433935205112&from=EN

[11] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D0364&from=EN

[12] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015R0357&qid=1433935290636&from=EN

[13] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32011D0137&qid=1433958552753&from=EN

[14] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32011R0204&qid=1433958656995&from=EN

[15] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D0818&qid=1433958827647&from=EN

[16] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015R0814&qid=1433959118341&from=EN

[17] http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2011:319:0056:0070:EN:PDF

[18] http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2012:016:0001:0032:EN:PDF

[19] http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2013:147:0014:0045:EN:PDF

[20] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32013R0363&qid=1434538848595&from=EN

[21] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:JOL_2015_132_R_0011&from=ES

[22] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015R0827&qid=1433958042731&from=EN