Круг версий катастрофы А321 пока не сужается, но ряд стран усиливает меры авиабезопасности

Максим Григорьев/ ТАСС

Некоторые страны высказывают опасения, что причиной авиакатастрофы мог стать террористический акт

МОСКВА, 5 ноября. /ТАСС/. В России сегодня начались похороны жертв катастрофы самолета компании "Когалымавиа", выполнявшего рейс 9268 из египетского курортного города Шарм-эш-Шейх в Санкт-Петербург и упавшего в Северном Синае.

В районе падения авиалайнера А321 завершается поисковая операция, а специалисты приступили к расшифровке данных "черных ящиков".

Власти России и Египта предлагают дождаться окончания расследования, прежде чем делать выводы о причинах трагедии. Тем временем некоторые страны высказывают опасения, что причиной авиакатастрофы мог стать террористический акт, и приостанавливают авиасообщение с Шарм-эш-Шейхом.

Зона поиска увеличена до 40 квадратных километров

По данным МЧС, российские спасатели, работающие в районе падения самолета, уже обследовали территорию общей площадью 33 кв. километра, после чего было принято решение увеличить зону поисков до 40 кв. километров. Это объясняется тем, что авиалайнер, на борту которого находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, судя по имеющимся данным, начал разваливаться еще в воздухе на довольно большой высоте, из-за чего обломки, тела погибших, багаж и личные вещи пассажиров могли разлететься на большое расстояние.

Глава МЧС РФ Владимир Пучков поставил задачу полностью завершить обследование района катастрофы к концу сегодняшнего дня. Дальнейшее расширение зоны поисков, по его словам, не планируется. "В конце сегодняшнего дня мы завершим полностью обследование всей территории площадью 40 кв. километров и завтра дополнительно обследуем все остатки местности и все возможные места нахождения отдельных фрагментов самолета", - сообщил Пучков. Он добавил, что "поисково-спасательную операцию планируется завершить в ближайшие несколько дней".

Мемориала в Пулкове не будет, но он может появиться по соседству

5 ноября начались похороны погибших в результате авиакатастрофы. Как сообщил журналистам глава комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков, "пока хоронят тех, кто стопроцентно опознан".

На сегодняшний день, согласно официальным данным, опознаны 58 жертв катастрофы. При этом отбор у родственников погибших проб ДНК, необходимых для проведения экспертиз, уже полностью завершен.

Представитель петербургской администрации не поддержал идею создания мемориала погибшим в аэропорту Пулково. Общественная петиция за создание такого мемориала получила широкое распространение в социальных сетях и собрала уже около 200 тысяч подписей. "Установление мемориала погибшим в аэропорту Пулково, на мой взгляд, исключено. Думаю, что большинство граждан не поддержат эту идею", - сказал Ржаненков. В то же время он предположил, что такой мемориал может появиться на подъезде к аэропорту или в каком-либо другом месте неподалеку.

Следствие пока буксует

Первые данные расшифровки "черных ящиков" разбившегося авиалайнера уже получены, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов. "В день крушения были найдены и доставлены в Каир два бортовых аварийных самописца - речевой и параметрический. Вчера началась расшифровка данных самописцев, получены первые данные", - сказал глава Минтранса на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Глава правительства потребовал принять дополнительные меры по обеспечению безопасности международных авиарейсов, совершаемых российскими компаниями.

Расследование обстоятельств катастрофы осложняется тем, что из-за пыльной бури следователи второй день не могут попасть на место крушения самолета. "Все эти обломки на месте происшествия надо обнаружить, их надо идентифицировать, их надо нанести на схему авиационного происшествия. Кроме элементов конструкции, на эту схему наносятся также и места нахождения вещей пассажиров, к сожалению, тел погибших.

Этот этап осложнен пыльными бурями в районе места происшествия. Следователи уже второй день не могут вылететь на вертолетах к месту авиационного происшествия, сейчас они дислоцированы в Каире и находятся в постоянной готовности", - сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.

По его словам, расследование "имеет только одну цель - предотвращение авиационных происшествий по аналогичным причинам" и "не ставит перед собой задачи определения вины или степени ответственности кого-либо".

По словам главы Росавиации, у комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы "сейчас нет никаких версий об авиационном происшествии". "Есть достаточно кропотливая, последовательная работа по сбору всех обстоятельств данного авиационного происшествия", - сказал Нерадько.

Он добавил, что судебно-криминалистической группе предстоит изучить "вопросы нахождения на элементах конструкции, на багаже, на ручной клади, а также на телах погибших следов взрывчатых веществ". "Будут изучаться вопросы, связанные с возможным террористическим актом на борту воздушного судна", - заявил Нерадько, в очередной раз призвав СМИ не спекулировать на различных версиях причин авиакатастрофы.

Ряд стран останавливают авиасообщение

Призывы не спешить с выводами и дождаться окончания расследования звучали сегодня и из уст премьера Медведева, пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова и других российских официальных лиц. Тем временем в ряде стран было озвучено мнение, что причиной авиакатастрофы мог стать теракт.

"Есть определенное ощущение, что это было взрывное устройство, заложенное в багаже или где-то на борту", - привела телекомпания CNN слова неназванного источника из американских спецслужб. Правда, вскоре египетские власти сообщили, что получили из США уведомление, согласно которому сообщения в СМИ относительно возможных причин авиакатастрофы не отражают официальную позицию Вашингтона.

С утверждением о возможности теракта выступил и глава МИД Великобритании Филип Хаммонд. "Мы пришли к выводу, что с большой вероятностью причиной крушения стало взрывное устройство на борту", - заявил министр, добавив, что это предположение сделано "на основе информации, полученной из разных источников".

В связи с этими подозрениями власти Великобритании потребовали приостановить на ближайшее время авиасообщение с Шарм-эш-Шейхом и рекомендовали подданным королевства "воздержаться от любых, кроме самых необходимых" перелетов через аэропорт этого египетского города. По словам Хаммонда, такое решение британскому правительству "далось с трудом", поскольку в Лондоне осознают его негативные последствия для туристической отрасли Египта.

Глава британского правительства Дэвид Кэмерон сообщил о намерении в ближайшее время позвонить президенту РФ Владимиру Путину и объяснить ему мотивы, которыми руководствовались в Лондоне при принятии решения. "Мы не можем быть уверены, что российский самолет был уничтожен при помощи бомбы террористов. Но, так как есть значительная вероятность /этого/, мы должны действовать быстро", - заявил Кэмерон. "Все это я обсужу с Путиным и объясню, почему мы предприняли такие действия. А то, какие действия предпринимать в отношении российских туристов - решать ему", - сказал британский премьер.

Вслед за Британией решение приостановить до воскресенья авиасообщение с Шарм-эш-Шейхом и прекратить полеты над Северным Синаем приняли власти Нидерландов. Кроме того, потенциальным голландским туристам впредь до дальнейшего уведомления рекомендовано воздержаться от полетов на египетский курорт. Также предписание приостановить все полеты в Шарм-эш-Шейх получили ирландские авиакомпании.

Как отметил пресс-секретарь российского президента, решение о полетах в Египет является суверенным правом каждого государства. "Российские самолеты продолжают выполнять рейсы", - отметил Песков.

По словам министра гражданской авиации Египта Хусама Камаля, следственная комиссия "пока не видит признаков" того, что российский авиалайнер потерпел катастрофу из-за взрыва. В этой связи власти Египта сочли прекращение авиасообщения преждевременным и заверили, что безопасность в аэропорту Шарм-эш-Шэйха соответствует международным стандартам.